Воспитание ребёнка 5 лет. Воспитание мальчиков. Подготовка ребенка к школе

Вот и наступило то долгожданное время, когда вы и кроха пережили кризис трех лет. Малыш подрос и стал самостоятельнее. Воспитание ребенка 5 лет базируется на тех же принципах, что и в младшем возрасте. Однако имеет ряд особенностей, на которых мы остановимся в этой статье.

Стоит отметить, что к этому возрасту у ребенка уже практически сложилась определенная манера поведения. Он многому научился, большинство заданий может выполнять самостоятельно. Однако малыш по-прежнему рассеян, и родители должны регулярно напоминать ему об элементарных правилах гигиены, правильном поведении со сверстниками и взрослыми.

Продолжается формирование личности, определение своего места в социуме, осознание собственных возможностей. Наступает еще один переломный этап в формировании ребенка – его начинают готовить к обучению в школе.

К этому времени малыш свыкся с мыслью о том, что ему необходимо посещать детский сад, а маме ходить на работу. Несмотря на это, он все больше начинает требовать внимания, которое родители не всегда могут уделить ему в нужном количестве.

Воспитание мальчика 5 лет существенно не отличается от воспитания девочки. Различаются особенности их характеров.

Девочки более усидчивые и терпеливые, послушные и аккуратные. Мальчики активные и энергичные. Хотя подобное деление относительно, ведь все дети разные.

Воспитание детей в этом возрасте не имеет четкого полового различия.

Особенности общения

Пятилетний возраст – период интенсивного общения со сверстниками. Малыш достаточно адаптирован к социальному окружению и имеет представления о правилах поведения в нем.

В этом возрасте кроха сознательно и без боязни идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет сформулировать просьбу или выразить благодарность.

К этому времени у него, как правило, пропадает агрессивное чувство собственности, и он с удовольствием делится игрушками с друзьями. То есть малыш становится все более коммуникабельным.

Однако не все малыши доброжелательно общаются со сверстниками. Некоторые дети пытаются самоутвердиться за счет других, проявить лидерство, продемонстрировав физическую силу.

В такой ситуации родители должны обязательно выяснить, что побуждает малыша вести себя агрессивно, какова причина его негативного отношения со сверстниками.

Семья должна внушить крохе, что его любят и понимают, смогут помочь разобраться с тем, что его волнует. Главная задача родителей — научить ребенка решать конфликтные ситуации мирным путем.

Мнения родителей различаются, когда речь заходит о том, стоит ли давать сдачу. Одни предполагают, что физическое воздействие недопустимо и в этом случае. Другие уверенны, что умение дать отпор обидчику – важное качество самостоятельного человека, особенно если речь заходит о мальчике.

Каждый из них по-своему прав. Психологи считают, что кроха должен уметь противостоять агрессии. Будет он это делать в физической форме или моральной, зависит от характера малыша. Однако противодействие быть должно, иначе ребенок вырастет неспособным противостоять жизненным трудностям.

Наказание и вознаграждение

Воспитывать кроху без наказания невозможно: это неотъемлемая часть общего воспитания. Однако важно понимать, какое наказание будет правильным, а какое может причинить психологическую травму.

Различают два вида наказания:

  • Психологическое;
  • Физическое.

Сразу следует оговориться, что прибегать к наказанию следует только после использования убеждения и объяснения. Малышу следует объяснить, какие его действия неприятны для окружающих, какие последствия они могут принести. И только если эти методы не будут иметь действия, следует прибегнуть к наказанию.

Психологическое наказание ребенка может быть следующим:

  • Отказ от общения с малышом.

При этом мама или папа должны объяснить, что не желают общаться с крохой до тех пор, пока он не станет прислушиваться к их словам. Чаще всего этот метод оказывается очень действенным: малыш будет всячески стремиться завоевать расположение родителей.

  • Запрет или ограничение.

Родители объясняют, что поиграть в любимую игру на компьютере или посмотреть мультфильмы ребенок сейчас не сможет, так как он плохо себя ведет. Причем нужно конкретно объяснить малышу, что он неправильно делает (разбрасывает игрушки, не послушался маму и т. д.)

Физическое наказание используют в двух формах:

  • Ограничение свободы передвижения.

Ребенка ставят в угол или просят находиться одному в комнате какое-то время, чтобы он осознал свои ошибки.

  • Телесные наказания.

Данное наказание не требует пояснения. Оно использовалось еще нашими предками в качестве основного метода воспитания. Но психологи считают, что данный вид наказания не приемлем, так как может вызвать не только физические, но и моральные страдания, которые могут перерасти в серьезные психологические нарушения.

Основные правила, которыми должны руководствоваться родители, наказывая ребенка:

  • Ни в коем случае ребенка нельзя ругать прилюдно;
  • Наказание должно соответствовать тяжести провинности;
  • Нельзя откладывать наказание. Через несколько часов малыш уже не сможет понять, за что его наказывают;
  • Не стоит угрожать малышу наказанием, а потом не выполнять обещание. Кроха перестанет воспринимать замечания взрослых;
  • Не всегда нужно наказывать ребенка за обман. То, что взрослому кажется враньем, для малыша просто очередной полет фантазии. Ведь у детей в таком возрасте хорошо развито воображение, и они не всегда могут разграничивать реальный мир от выдуманного.

Правильное воспитание маленького человека в пять лет невозможно без похвалы и поощрения. Хвалить малыша нужно за каждый хороший поступок. Не стоит всегда сопровождать похвалу подарками, ведь у ребенка выработается ощущение, что за каждое хорошо выполненное задание родители обязаны ему что-то купить.

Компьютер в воспитании

В наше время компьютер стал неотъемлемой частью жизни.

Часто пятилетние малыши осваивают компьютерные игры раньше, чем учатся читать и писать. В этом есть свои плюсы и минусы.

Многие современные компьютерные игры разработаны специально для детей дошкольного возраста. С их помощью малыш может освоить счет, научить читать и узнать много полезной информации.

Однако бесконтрольное нахождение перед монитором компьютера приводит к тому, что крохи выбирают самостоятельно игры, которые не несут никакой образовательной нагрузки. Более того, они могут отрицательно повлиять на психику малышей. Игры, в которых происходит насилие, заражают агрессивностью детей.

Родители должны очень внимательно отнестись к выбору компьютерных игр, так как от них во многом зависит развитие способностей и поведения.

Более того, необходимо строго регламентировать время нахождения ребенка перед монитором. Малыш не должен играть более 20 минут в день. После компьютера целесообразно предложить крохе подвижные игры на свежем воздухе.

Готовимся к школе

Начиная с пяти лет, важно начинать психологическую подготовку малыша к обучению в школе. Она предусматривает следующие моменты:

  • Знание алфавита;
  • Обучение элементарным навыкам счета;
  • Развитие знаний о природе и ее обитателях;
  • Способствовать умению разбираться во времени суток, днях недели;
  • Прививать способность заниматься учебной деятельностью определенное время;
  • Проводить мини-занятия в игровой форме.

Личный пример

Семейный очаг- то место, которое служит защитой, опорой и поддержкой. С помощью семьи происходит становление личности.

Родители могут сколько угодно рассказывать малышам о правильном поведении, однако эти рассказы не будут иметь воспитательного значения, если взрослые не будут придерживаться тех правил, которым учат.

Воспитать малыша правильно можно только на собственном примере.

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

Воспитание ребенка в 5 лет носит специфический характер. В первую очередь он заключается в закреплении и выработке определенного направления поведения. В таком возрасте ребенок уже много знает и умеет. Но при этом его память рассеяного типа. Поэтому малышу постоянно нужно напоминать самые простые вещи. Например, утром необходимо чистить зубы, после сна застилать кровать, до еды нужно мыть руки и так далее. Развитие специфических определенных действий на этом этапе воспитания должно быть основной целью родителей.

Но очень часто все напоминания вызывают пререкания и споры со стороны ребенка. Происходит такое поведение не потому, что малыш растет упрямый. А из-за того, что данный возраст характеризуется пререканиями и лишними рассуждениями. Дело в том, что у взрослых и детей в возрасте 5 лет обнаруживаются различия и расхождения во взглядах. Именно из-за непонимания и возникают разногласия.

Особенности воспитания детей 4-5 лет

Воспитание детей 4-5 лет всегда должно учитывать характерное поведение малыша среди других детей в группе. Потому как именно в таком возрасте закладываются базовые черты его поведения в обществе. На данном этапе жизни основным обществом ребенка является его семья, группа в детском саду, а также друзья-сверстники со двора. Другими словами, малыш должен не бояться вступать в контакт с людьми, правильно просить о помощи, благодарить, делиться своими игрушками. Потому как именно такое общение и является коммуникабельностью своего возраста.

Многие дети в таком возрасте выражают некую агрессию ко всем окружающим его людям. Поэтому следует обращать особое внимание и на такое поведение. Нужно выяснить, почему малыш проявляет такие чувства. И постараться убедить его в обратном, то есть делать только хорошие поступки.

Бывают ситуации, когда плохое поведение вызвано усталостью малыша или рассеянным его вниманием. В таком случае родителям нужно просто пересмотреть распорядок его дня и выделять больше времени для отдыха. И если наказание является неадекватным или неправильным, то сам процесс воспитания окажется бессмысленным и не даст положительных результатов. Следует также учесть и тот факт, что нельзя откладывать процесс наказания. Малыш быстро начинает забывать совершаемые поступки и в дальнейшем может просто не понять, за что его наказывают. Не следует говорить пустых угроз, потому что в будущем ребенок их просто перестанет воспринимать.

Наказание

Воспитание ребенка 5 лет нередко заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но воздействовать на малыша в обществе физически и психологически категорически запрещается. Лучше найти альтернативу и правильно наказать ребенка. Следует объяснить, что многие поступки могут причинять боль людям или же иметь плохие последствия. Лишь после нескольких последующих объяснений можно будет наказать ребенка.

Выделяют физическое и психологическое наказание. Психологическим наказанием является отказ от общения с малышом, когда он обращается к своим родителям. Очень часто это влияет на поведение ребенка в лучшую сторону, и при этом он сам стремится пойти на контакт.

Вторым психологическим наказанием при воспитании ребенка 5 лет является ограничение в просмотрах телевизора или игр за компьютером. Физическим наказанием является ограничение свободы малыша (то есть когда ребенка ставят в угол) или же телесное наказание (применение ремня). Но последняя мера наказания должна использоваться крайне редко. А лучше ею не пользоваться вообще.

В большинстве случаев при воспитании ребенка 5 лет наказание происходит вследствие лжи. Это происходит потому, что в таком возрасте у малыша очень бурно развита фантазия и иногда он может выдавать такие мысли за реальность. Родителям в таких ситуациях не следует говорить ребенку о том, что он врет. Лучше убедить его в том, что его мысли являются фантазией или выдумкой. А когда малыш пытается действительно обмануть своих родителей, то следует ему привести понятные примеры и рассказать, какие могут возникать последствия.

Поощрения

Воспитание ребенка в таком возрасте должно проходить и с поощрениями. Можно говорить простые похвальные слова или дарить разные подарки за правильное и хорошее поведение. Не рекомендуется покупать слишком дорогие подарки. В 5 лет ребенку достаточно будет простого альбома для рисования или других полезных предметов (например, пластилин для лепки, конструктор или простая настольная игра).

Применяя метод поощрения при воспитании ребенка 5 лет, можно подарить и обычные пазлы. Они помогают не только заинтересовать и увлечь малыша, но и сплотить всю семью за одним занятием. Такие ситуации вызывают доверие у ребенка и формируют правильное отношение к семье.

Аналогичное действие оказывает и семейный ужин или во время прихода гостей. В таких ситуациях ребенок будет постоянно вмешиваться в разговор. Но это происходит только от того, что ему необходимо высказать свое мнение и участвовать в разговоре на равноправных условиях.

Как воспитать в ребенке 5 лет чувство трудолюбия

Доверять дела

Таким вопросом каждый из родителей задается не один раз. В пятилетнем возрасте у малыша продолжает происходить познание всех норм поведения и дальнейшей ответственности. Поэтому в таком возрасте у него могут проявиться новые обязанности. Например, ребенок может убрать свои игрушки перед сном или заправить свою кровать.

Кроме того, таким детям уже можно доверить самые простые действия по уходу за домашними любимцами. Это могут быть, например, такие действия, как наливание воды в миску или его кормление. Также можно попросить ребенка помочь накрыть стол перед семейным ужином или обедом. Считается, что в этом возрасте часть ухода должна перейти к ребенку.

О том, как воспитать в детях 4-5 лет чувство трудолюбия, можно сказать еще и следующее: малыш уже достаточно взрослый, и ему можно доверить закрыть или открыть кран для самостоятельного мытья рук. Также он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои любимые игрушки или вещи.

Детский сад

Огромную помощь в развитии чувства трудолюбия оказывают детские сады. Именно там за каждым ребенком закрепляются каждодневные обязанности, которые он должен выполнять. И именно воспитатели следят за их беспрекословным выполнением. Зачастую бывает, что дети в саду намного лучше слушаются воспитателей, нежели своих родителей. А связано это с тем, что родители не слишком уверенно себя чувствуют. Поэтому каждому ребенку нужно выделять и правильно объяснять свои повседневные обязанности.

Обязанности

Чувство трудолюбия начинает прививаться уже с раннего возраста. Поэтому при воспитании ребенка 1-5 лет будут меняться только его обязанности. Так, например, в два года малыша можно уже приучить складывать свои вещи после прогулки. Таким образом, будет формироваться обязанность убирать одежду, игрушки и другие предметы.

В 3,5 года ребенок будет интересоваться всеми домашними делами. Он будет стремиться помыть полы или посуду, участвовать в приготовлении пищи и даже в мелком ремонте. Конечно, малышу потребуется помощь родителей. И не следует отказывать ему в выполнении каких-либо действий. Потому что ребенок сможет прочувствовать свои силы. А по окончанию выполнения следует обязательно его похвалить.

4.8 4.80 из 5 (5 Голосов)

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.



Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).


В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.


Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).


Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.



Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать



Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх