Вопросы родителей - речевое развитие. Родители могут «все» или развитие речи в домашних условиях Речь ребенка дошкольника вопросы родителей

Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей »

Вряд ли найдется родитель , который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать ! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка , сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка . Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно - развивающей работы .

Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями . Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно . Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи , принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают , что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка , начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей , необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями .

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов :

Организации различных форм помощи родителям ;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов . Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы :

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье .

Основными формами работы с родителями являются :

общие родительские собрания ;

консультации (индивидуальные и групповые) ;

беседы (индивидуальные и групповые) ;

открытые показы занятий;

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т . д.

Речь родителей – пример для детей . Успех речевого развития ребенка , прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей . Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания , она должна соответствовать определенным требованиям :

родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи : синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот» , «Подумай и объясни» и т. д. ;

Употреблять в живой разговорной речи пословицы , поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой :

«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи : «Дорога ложка к обеду» , «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись» …; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба» … и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

Родителям , которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям , как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей , облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность .

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников .

«Советы для родителей »

«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

Как можно больше привлекайте детей к играм , рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

Привлекайте детей к играм с игрушками , куклами.

«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

Поощряйте словесное творчество ребенка.

Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

Своевременно исправляйте речь ребенка.

Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка .

«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

Постоянно следите за речью детей .

Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи» .

Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?» , «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха , выразительной речи .

Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая) .

Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей .

Следите за речью детей , своевременно исправляйте речевые недостатки.

Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

Знание родителями того , чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей , - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Надо, чтобы родители помнили , что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям . В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться . Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития , владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи .

Когда ребенок совсем еще мал, понятно желание взрослых разговаривать с ним на особенном языке, употребляя большое количество уменьшительно-ласкательных слов. Конечно, интонации родителей могут быть очень мягкими и нежными, и мы невольно подбираем слова, которые используем только в общении с малышом. При этом, разговаривая с ребенком, важно избегать «сюсюкания». Следить за правильной речью необходимо, потому что то, что мы говорим, выступает образцом, которому подражает ребенок. И даже если в начале этого пути малышам сложно обойтись без упрощений, мы всегда будем готовы прийти на помощь и подготовить основу для более точной речи. Например, когда кроха, показывая на тарелку с кашей, произносит «ням-ням», улыбнитесь ему и уточните: «Да-да, это каша, сейчас мы будем кушать».

Может ли ребёнок сразу заговорить на двух языках? Не будет ли путать разные языки?

Существует много семей, в которых взрослые владеют несколькими языками, либо в силу того, что у каждого родителя – свой родной язык, либо благодаря изучению языков. В такой ситуации понятно желание взрослых научить ребенка говорить сразу на двух или даже на трех языках. Это возможно, так как в раннем возрасте дети очень легко овладевают любым языком. Но конечно, такое обучение языку не должно быть похоже на взрослые уроки с переводом слов и проверкой знаний. Для малыша самое главное – постоянное общение. Когда маленький ребенок находится в определенной языковой среде, он обучается тому языку (или тем языкам), на котором говорят окружающие его люди. Например, если папа ребенка говорит на одном языке, а мама – на другом, ребенок может одинаково хорошо научиться говорить на двух языках.

Не стоит бояться того, что ребенок перепутает разные языки, как правило, дети –билингвы легко определяют, с кем на каком языке говорить.

Нужно ли обращаться к логопеду до 3 лет?

Сами по себе логопедические занятия обычно рекомендуется начинать в 5-6 лет. Однако уже в 1-2 года ребенка стоит показать неврологу, чтобы определить его речевое развитие и предупредить возможные нарушения. Иногда визит к специалисту может потребоваться еще раньше, например, если к 6 мес. ребенок не издает звуков, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.

В 3-4 года стоит посетить логопеда, чтобы посмотреть, каких успехов достиг ребенок, и есть ли необходимость в специальных занятиях. Даже когда речь у ребенка только формируется, опытный специалист может обратить внимание родителей на особенности малыша и подскажет родителям, что необходимо делать для формирования правильной речи.

Основной метод развития речи в раннем возрасте – потешки, скороговорки, считалки?

Конечно, потешки, стихи, считалки, скороговорки, песенки, сказки – прекрасные инструменты для развития речи. При этом без любящих людей рядом все эти прекрасные инструменты могут оказаться бесполезными. Самое главное – это общение с ребенком. Даже если вы не знаете ни одной считалки и скороговорки, это не будет препятствием для развития речи. Для развития необходимо и достаточно как можно больше разговаривать с малышом, описывать то, что вас окружает. Реагируйте на эмоции ребенка, на его поведение, объясняйте все, что вы видите, слышите, чувствуете, откликайтесь на то, что происходит с ним, с вами, с окружающим миром.

Моему ребенку 2,5 года и он не говорит, что делать?

За таким вопросом могут скрываться самые разные ситуации: от серьезной задержки речевого развития до совершенно нормально развитого малыша, которого мама сравнивает с чужим ребенком, который «говорит как взрослый, декламирует Пушкина и поет песни на английском и французском языках».

Оценить речевое развитие ребенка можно только при непосредственном общении с ним.

В случае, когда малыш не говорит даже простые слова, и/или у вас возникают сомнения, что он хорошо понимает обращенную к нему речь, стоит показать ребенка неврологу и логопеду.

Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста

Логопедический проект

Одним из важнейших направлений деятельности учителя-логопеда в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие – достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка. Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Паспорт проекта

Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.

Продолжительность : долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Принципы реализации проекта

    добровольности;

    значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

    вариативности форм и методов;

    научности; сотрудничества;

    постоянства обратной связи;

    открытости

    конфиденциальности.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

    изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;

    разработать комплекс мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Говоруша»;

    создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;

Ожидаемые результаты : повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

    анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;

    папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;

    сбор методических материалов к картотеке; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

    Проведение комплекса мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Говоруша». Смотреть Приложение 4.

    Представление картотеки: «Ваш домашний логопед»

    Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 5.

    Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

    Создание информационно-методического стенда «Логопед советует» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);

    Ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 6).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Говоруша».

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов ДОУ и города.

Список литературы:

Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение 1

«Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос, цель которого, помочь родителям оценить состояние речи своего ребенка. Ваши искренние и полные ответы позволят нам оказать именно ту помощь, в которой Вы и ваш ребенок больше всего нуждаетесь, дать вам полезные рекомендации.

    ФИО родителя___________________________________________________________________

    Ф.Имя, возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ________________________________________________________________________________

    Вспомните, в какие сроки проходило у ребенка раннее речевое развитие:

гуление ______ , лепет _______ , первые слова ______ , фраза _______

    Звукопроизношение_______________________________________________________________

    Словарный запас __________________________________________________________________

    Грамматический строй (умение правильно строить фразу) _______________________________

    Связная речь _____________________________________________________________________

    Исправляете ли Вы его речевые ошибки? _____________________________________________

    Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми? ____________________________________

    Пересказывает ли то, что ему читают взрослые? _________________________________________________________________________________

    Рассказывает ли наизусть стихи?_____________________________________________________

    Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? __________________

    Устраивает ли Вас работа логопеда и воспитателя по развитию речи

Вашего ребенка? Если нет, то чем? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

    Какие темы со специалистами (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог) детского сада Вы хотели бы обсудить? _______________________________________________________

    Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить.
    Логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал.

    Благодарим за сотрудничество!

Многие родители задаются вопросом: «Как говорит мой ребенок?» Данные параметры подобраны в соответствии с возрастными особенностями ребенка и рекомендованы лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли обращаться на консультацию к учителю- логопеду или нет.

Активная речь

Понимание речи

4-5 лет

    Обладает словарным запасом около 3000 слов

    Знает свой адрес

    Пользуется предложениями из 5-6 слов

    Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными

    Умеет пересказать

    Правильно произносит практически все звуки.

    Определяет право-лево у себя, но не у других.

    Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

    Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем

    Считает до 10

    Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

    Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.

    Понимает условное предложение со словом если.

    Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет

    Обладает словарем около 4000 слов

    Все звуки произносит правильно

    Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

    Пользуется сложными предложениями.

    Употребляет все части речи

    Использует абстрактные и отвлеченные понятия

    Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

    Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Приложение 3

Роль родителей в развитии речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5-6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? Все эти вопросы мы будем освещать на различных мероприятиях: индивидуальных консультациях, практикумах. Поэтому, если речевое развитие ребенка вам не безразлично, есть вопросы к логопеду - принимайте участие в предложенных мероприятиях.

«Советы логопеда»

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Приложение 4

Перспективный план

работы клуба для родителей

«Говоруша»

Сроки проведения

Тема, цель мероприятия

сентябрь

Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 5-6 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта ДОУ.

    Консультация: «Особенности речевого развития детей 6-7 лет».

    Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста. Что такое логопункт?»

    Обратная связь:

декабрь

Тема: «Как организовать занятие с ребенком по заданиям учителя-логопеда в домашних условиях».

Цель: познакомить родителей с правилами выполнения заданий, закрепить практически этапы работы над домашним занятием, представить картотеку «Ваш домашний логопед».

    Консультация: «Правила выполнения домашних заданий». Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните…».

    Семинар-практикум:

- «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»;

- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики);

- «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);

- «Как работать со звуком»;

- «Веселый карандаш» (развитие графо-моторных навыков).

3. Картотека «Ваш домашний логопед».

4. Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (учитель-логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития речи у детей.

    Консультация: «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребенка).

    Практикум: «Игры и упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче…».

    Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (учитель-логопед отвечает на вопросы родителей).

    Подведение итогов: «Отзывы родителей о работе клуба «Говоруша».

Приложение 5

Логопедический праздник

для детей старшего дошкольного возраста:

"День рождения звуков"

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координацию движений, чувство ритма.

Воспитательные: Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Оборудование:

сладкие призы, грамоты, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты. Запись фонограммы песенки на стихи С.Михалкова «Песенка друзей».

Участники: дети старшей группы, ведущий - учитель-логопед, воспитатель-«Звукоешка», родители.

Ход утренника

Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята!

Вбегает «Звукоешка»: - Всем пливет!

Ведущая: - Здравствуй, «Звукоешка».

«Звукоешка»: - Ой, у меня зазвонил телефон. Але, Звукоефка флушает. Плиглашаете на плаздник? (Удивленно) На День лождение звуков? Фпасибо мы плидем. (Печально). Лебята, звуки плигасили нас на свой день лождения. Я готов, пофли.

Ведущая: - Звукоешка, как же ты пойдешь на День рождение звуков, если сам не все звуки говоришь правильно? Звуки - обидятся!

«Звукоешка»: Да, подумаешь, мне и так холофо. (Обиженно) Фто вы фмеетесь.

Ведущая: - Ну, что ты «Звукоешка». Мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята целый год занимались на логопедических занятиях. Учились правильно слышать и произносить звуки, различать похожие звуки, учились чётко и понятно говорить. Сегодня мы вспомним, как это было, и научим «Звукоешку» тому, что умеем сами. Чтобы время не терять, мы отправимся к звукам на День рождение, а на веселых станциях будем играть. Итак, в путь!

Станция «Гимнастическая»

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.

«Заборчик»

«Хоботок»

«Чашечку»

«Трубочку»

«Часики»

«Кто дольше прорычит? Просвистит? Прошипит?»

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Угадай-ка».

Станция «Угадай-ка».

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Угадай-ка». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.

РА! РА! РА! РА! РА! РА! Мышкин домик звать... (нора)

РА! РА! РА! РА! РА! РА! Дом собаки - ... (конура)

ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! Нитку вдели мы в... (иглу)

ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! Футболист бьёт по... (мячу).

ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! В дождь наденем мы... (плащи)

ША! ША! ША! ША! ША! ША! Спеленали... (малыша)

ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ - Волк не страшен лишь... (ежу)

ЦА-ЦА-ЦА, ЦА-ЦА-ЦА - Птица вывела... (птенца)

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь .

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Хлопушка - топотушка».

Ведущая: Нужно хлопнуть в ладошки, когда вы услышите слово со звуком [ш]; топнут ногой, когда услышите слово со звуком [ж]: ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил.

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [с], топнуть ногой на звук [ш]: со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска.

«Звукоешка»: А можно, я тозе дам задание. Я буду читать пледложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говолить. Если какое-то слово я произнесу неплавильно, то вы должны исправить ошибку.

- Над цветком кружит и жужжит зук.

- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.

- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.

- Перед обедом обязательно вымой луки.

Ведущая: Молодцы! Есть еще одно задание: определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.

Ведущая показывает картинку - дети определяют.

Ведущая: - Мы отправляемся к следующей станции.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Ловкие пальчики».

Ведущая: Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, повторяйте за мной движения пальчиками:

Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, безымянный и последний -

Наш мизинец-малышок. Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять

И движенья выполнять.

Мы рога козы покажем, и рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем, ушками водить мы будем.

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить.

«Звукоешка»: Я тоже хочу поигрррать с ррребятами. Игра “Карлики - Великаны”. Встаньте в круг. Если я скажу: “Карлики”, то ребята приседают, а если я скажу: “Великаны”, то встают и поднимают руки.

Ведущая: - Мы отдохнули и отправляемся дальше. Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Чистоговорок».

Са-са-са – вот летит оса.

За-за-за – бегает коза.

Ши-ши-ши – наши малыши.

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

Чу-чу-чу – чаю я хочу.

Цо-цо-цо – на пальце кольцо.

Лы-лы-лы – мы ещё малы.

Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция – «Словарная».

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Словарная».

Поиграем в игру «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

огурец - огурчик, помидор - помидорчик, яблоко – яблочко, капуста - …, картошка - ….

«Звукоешка»: Я тоже хочу поиграть с ребятами. Игра «Один - много»

(употребление множественного числа существительных): шарф -шарфы; шапка - ...; перчатка - ...; носок - .... Ну, это легко, а вот

«Посчитайте-ка» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одна елка, две елки, пять елок; один снегирь, два снегиря... пять снегирей; одна сосулька, две сосульки... пять сосулек.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Слышу, что и ты «Звукоешка» произносишь звуки правильно. Теперь нам пора в путь.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

«Звукоешка»: Вот мы и прибыли! Только как же мы без подаррков-то?

Ведущая: Наши ребята приготовили очень хорошие подарки своим звукам. Сейчас они расскажут свои самые любимые стихотворения.

Дети рассказывают стихотворения.

«Звукоешка»: Ой, как хорошо! Я тоже теперррь все звуки говорю прравильно, спасибо ребята! Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь.

Ведущая: Говорите правильно и красиво!

А теперь пора угощаться, мы ведь на День рождения звуков приехали!

Награждение ребят грамотами и сладкими призами.

Приложение 6

ДНЕВНИК УСПЕХА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(201… 201…) учебный год.

Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

ТОП-6 вопросов по развитию речи, которые чаще всего волнуют родителей
В этой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые задают родители про развитие речи.

1. Как понять, всё ли хорошо с речью? В норме ли развитие речи моего ребёнка? Для того, чтобы оценить речь ребёнка, мало короткого описания (списка слов, которые говорит ребёнок, например, не достаточно). Речь – это комплекс умений и навыков, и, соответственно, проверять и оценивать её надо комплексно, по всем направлениям.

2. Ребёнок говорит на «своём» языке, копирует интонации, но при этом обычных слов очень мало или нет вообще.
Это тот случай, когда мы не можем говорить о наличии речи. Подражание - это ещё не речь.

Это хорошо с позиции развития слуха, развития артикуляционного аппарата. Мы понимаем, что ребёнок слышит и пытается произносить какие-то звуки, что ребёнок старается использовать речь для установления контакта со взрослым или с другим ребёнком – это хорошо. Но здесь нет обязательного компонента речи – осознанности, понимания, что каждое слово имеет некий смысл.
Ребёнку, который говорит на «своём» языке, нужно помогать, нужно разбираться, почему он не использует слова. Эта ситуация требует очень серьёзного внимания от взрослых. Многие взрослые умиляются подобному копированию речи, но прежде всего это повод начать что-то менять.

В каком возрасте это требует внимания? По большому счёту в любом, когда это происходит. Потому что этапа «неосознанная речь» нет. Скопировать интонацию может только 2-3 летний ребёнок, а в этом возрасте уже должны быть слова.

3. Ребёнок всё понимает, но не говорит.
Это хорошо, когда ребёнку 8-9 месяцев. Мы спрашиваем «Где котик?», ребёнок поворачивает голову, или «Где папа?», ребёнок смотрит на папу, или мы спрашиваем годовасика «Где мячик?», и он к нему ползет или идет. Но следующий этап развития речи – это самостоятельная речь. Если ребёнку уже 1,5 года, то этого уже недостаточно (понятно, что если мы знаем, что у ребёнка есть какие-то проблемы, травмы, то рамки сдвигаются). Но если у ребёнка всё в порядке, то кроме жестов должны быть уже слова, кроме жестов должен быть вербальный (звуковой) ответ. Для вас такая ситуация – знак, что ребёнку нужна помощь.

4. Знаю, что нужно заниматься, но не знаю, с чего начать. Пугает, что это будет очень сложно, что нужно заниматься регулярно, а я не смогу, потому что не умею.
Это действительно частый вопрос. Чтобы вы могли увидеть систему, поняли, как это работает, чтобы вы убедились, что для того, чтобы развивать речь маленького ребёнка, каких-то специфических знаний или суперумений не требуется. Конечно, есть разные «фишки», но их может освоить любой взрослый человек.

Для занятий по развитию речи не нужно много времени, никакие сверхспособности от вас или от ребёнка не потребуются. Самые простые вещи работают очень хорошо и дают хороший peзyльтaт.

Я уверена, что мама – самый лучший логопед для маленького ребёнка!

Информации о том, как развивать речь ребёнка очень много в свободном дocтyпе. Но вы должны понимать, что не всем таким занятиям ребёнок будет рад, возможно, что-то «не пойдет», не cpaбoтает у вашего малыша. Это нормально, это говорит о том, что ваш ребёнок отличается от того «усреднённого ребёнка», для которого было придумано пособие. Любое пособие дает только рекомендации, а вот осуществлять на практике их придется вам.

5. Уже известно, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, врач прописал препарат. Принимать препарат или нет?
Решать вопрос о лечении нужно обязательно только с врачом и только очно. Если вы не доверяете тому неврологу, который дал вам такие рекомендации, находите второго, третьего, пятого и консультируйтесь. Решение о препаратах вы должны принимать только с врачом, с человеком, который этому учился, с этим paбoтaeт и в этом профессионально разбирается.

Что в данной ситуации важно знать и понимать нам, как родителям?

Препарат сам по себе не дает развитие речи, он может действовать на мозг, на кровообращение, на нервную систему - это зависит от препарата. Но сам по себе приём препарата не дает развития речи.

Речь возникает всегда только при paбoте с ребёнком. Вне зависимости от того, будете ли вы принимать лекарства или нет, чтобы возникла речь, с ребёнком надо заниматься. Занятия по развитию речи никак не зависят от приема препаратов. Наоборот, имеет смысл принимать препараты, если вы намерены заниматься.

6. У нас ребенок билингв (говорит на 2-х языках), говорит плохо или не говорит, это же нормально, да? Как применять нормы развития речи, если ребёнок билингв?
Качественно по развитию речи нормы должны примерно совпадать. Если и будет какое-то расхождение, то незначительное.

Например, если мы говорим, что в норме ребёнок к 1,5 годам использует много слов и пытается соединять их в предложения, то и билингв будет это делать. Он может перемешивать слова из разных языков, он может использовать меньше слов в каждом языке, чем ребёнок, говорящий на одном языке. Но в сумме в двух языках у него будет примерно такой же словарный запас и уровень развития. Лучше не утешать себя «ну он же у нас билингв, он может не говорить в три года».

Нет таких норм, чтобы их взять и применить к развитию речи ребенка-билингва. Специалисты, которые работают с такими детьми, делают уточнения, вводят дополнительно какие-то свои ориентиры. Но все они в основу берут нормы развития речи монолингвального ребёнка (говорящего на одном языке).

Если вас волнует развитие речи вашего ребенка, начало речи вашего ребенка, чтобы он начал говорить и вы хотите что-то изменить – вы можете это сделать. Здесь нет чего-то невозможного и сверхсложного.

Начните с понимания. Разберитесь, как и почему развивается речь, что на нее влияет. Идите дальше общих схематических представлений, узнавайте нюансы и детали. И действуйте. Не сидите и не ждите у моря погоды.

Любящая мама может дать маленькому ребёнку намного больше, чем логопед, потому что у неё есть очень мощный стимул заниматься. И очень большие возможности, в отличие от логопеда, который видит ребёнка 1-2 раза в неделю. Cпeциaлист просто не знает, чем живет ребенок, что он любит или не любит. Раз у нас есть такие преимущества, давайте их использовать.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх