Счастливые и несчастные

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном. К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове. «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?» Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения. — De beaux hommes! — сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку. — Les munitions des pièces de position sont épuisées, sire! — сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту. — Faites avancer celles de la réserve, — сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами). — Voilà une belle mort, — сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон. — А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и снести на перевязочный пункт! Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Ланну, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору. Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить. Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, — были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил: — Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ. — Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, — сказал другой офицер. — Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, — сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире. Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, девятнадцатилетний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер. Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь. — Кто старший? — сказал он, увидав пленных. Назвали полковника, князя Репнина. — Вы командир кавалергардского полка императора Александра? — спросил Наполеон. — Я командовал эскадроном, — отвечал Репнин. — Ваш полк честно исполнил долг свой, — сказал Наполеон. — Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату, — сказал Репнин. — С удовольствием отдаю ее вам, — сказал Наполеон. — Кто этот молодой человек подле вас? Князь Репнин назвал поручика Сухтелена. Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь: — Il est venu bien jeune se frotter à nous. — Молодость не мешает быть храбрым, — проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. — Прекрасный ответ, — сказал Наполеон, — молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле, и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека — jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти. — Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? — обратился он к нему. — Как вы себя чувствуете, mon brave? Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал... Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему. Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих. Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников: — Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше. На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы все было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое все или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеонова, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. — C"est un sujet nerveux et bilieux, — сказал Ларрей, — il n"en réchappera pas

Количество заключенных браков и разведенных процессов практически равняется. Почему люди сначала играют свадьбу, а уже через год или 2 бегут разводиться?. Данную проблему следует рассмотреть, поскольку у всех читательниц живет надежда на то, что счастье в браке возможно.

Статистика гласит, что из 100 браков 10 заключены на основе любви. Все остальные браки заключаются на выгоде (по расчету), по залету (девушка забеременела), из-за одиночества или по причине стремления что-то изменить в своей жизни. Неудивительно, что подобные подходы не позволяют создать счастливыми. Почему? Потому что человек изначально не создает семью, а решает свои проблемы за счет штампа в паспорте.

Брак сам по себе не станет счастливым. Все зависит от того, какие чувства мужчина и женщина друг к другу испытывают, какие действия совершают, достигают ли целей, которые поставили перед собой, поддерживают и помогают ли друг другу, развивают ли свои отношения и делают все вместе или старается кто-то один. Чтобы построить счастливый брак, нужно постоянно работать обоим партнерам (а не только одному). В противном случае получаются следующие типичные ситуации, когда:

  1. Женщина остается с мужчиной в браке, чтобы не быть одной, поскольку она считает, что после развода не сможет наладить свою личную жизнь.
  2. Женщина сохраняет семью ради детей. Мол, когда они вырастут, тогда и можно будет подумать о расставании с мужем.
  3. Женщина не желает разводиться, поскольку мужчина ее обеспечивает. Она согласна жить с ним ради денег.

А сколько существует несчастных историй о том, как мужья изменяли своим женам? Здесь женщины тоже могут не разрывать отношения, однако жить несчастно, поскольку, кому понравится, что ему изменяют.

Мужчины бьют, насилуют, оскорбляют, изменяют своим женам, а те их прощают, что делает брак в целом несчастным. И так продолжается до тех пор, пока женщина не устает от такой жизни либо ее партнер сам не решает с ней расстаться. Многие женщины страдают вплоть до преклонного возраста. Вот тогда только они начинают задаваться простым вопросом: «А ради чего, собственно говоря, они сохраняют то, что не приносит им счастья?».

  1. Зачем жить с мужчиной, который бьет или изменяет?
  2. Зачем сохранять брак, если он не приносит счастья?
  3. Зачем продолжать отношения, в которых женщина не достигает того, ради чего их начинала?

Так живет большая часть женщин, которая надеется, что вскоре все изменится. Однако проходят годы, когда можно было что-то изменит, но в браке ничего не меняется. Мужчина как издевался над женщиной, так и продолжает издеваться. Женщина как чувствовала себя несчастной, так и продолжает испытывать те же эмоции.

Самое интересное заключается в том, что мужчины тоже могут страдать в браке с женщинами, которые несчастны. Нередко женщины пилят своих мужей, сами изменяют либо не делают того, ради чего мужчины создавали с ними семьи. Нередко в браке несчастны оба, только каждый из супругов по-своему переживает это.

Почему люди несчастны в браке?

Пропаганда того, что человек должен создать и родить детей чуть ли не смолоду, привела к разрушению многих браков. Молодые женятся и выходят замуж, рожают как можно быстрее детей. Буквально в течение первых 5 лет совместной жизни понимают, что совершили ошибку. Брачная жизнь превратилась в ад. Мужья каждый день почему-то вынуждены выслушивать упреки, потому что супруги считают это своим законным правом. Жены каждый день слышат критику, какие они некрасивые. Они должны готовить мужьям еду, обстирывать, убираться. При этом ухаживают за детьми, работают, поскольку мужья не могут заработать достаточное количество денег.

Институт семьи разрушается, поскольку мужчина и женщина чувствуют себя не просто несчастными людьми, а рабами в собственном доме. «Зачем мне семья, если это каторга?» — люди расходятся, больше не желая строить любовные отношения. При этом страдают дети, которые тоже были рождены потому, что так надо.

Брак становится тюрьмой. Страдают оба. Женщина ждет от мужчины одних обязательств, а мужчина требует, чтобы супруга пахала на него. Вот что такое брак: это союз двух рабов, где каждый мнит себя хозяином, но, по сути, является таким же жалким и несчастным существом, как и его партнер.

Неужели теперь не создавать семью? Если люди и дальше будут пропагандировать брак, заставляя молодых играть свадьбы, не понимая, зачем это им нужно, тогда институт брака развалится. Разочаровавшиеся в семейной жизни люди будут рассказывать своим детям, что семья – это плохо. «Вот видишь, твой отец бросил нас. В семье нет ничего хорошего», «Твоя мать даже кушать не может приготовить и постоянно кричит на тебя. Сынок, не женись» — родители будут передавать своим детям собственные разочарования. Как итог, вскоре люди перестанут вступать в официальные браки. К этому все и движется.

Если люди несчастные, зачем им строить семейные узы? Не сам брак делает человека несчастным, а неспособность его и партнера сделать совместную жизнь счастливой. Семья строится двумя людьми. Если они не стараются сделать союз счастливым, то сами по себе отношения не станут счастливыми.

Брак ни плох, ни хорош. Отрицательное влияние имеет следующее: люди создают семьи, даже не понимая, зачем им это нужно. Женщины часто выходят замуж за тех, кто просто богат. Мужчины часто женятся на тех, кто умеет сделать уют в доме. Но проходит время, и понимают, что не любят. Они начинают искать любовников и любовниц, которые дополнят тот пробел, который создали сами.

Люди не познают друг друга, а просто гуляют, веселятся, иногда ссорятся. Если их союз устоял в течение нескольких месяцев или года, они играют свадьбу. Ни о какой любви не идет речи. Невозможно говорить о том, что партнеры хорошо знают друг друга. После свадьбы мужчины удивляются, что женщины перестают с ними спать, а женщины видят, как мужчины удобно укладываются на диваны и ничего не хотят делать. Они стали другими? Нет, их просто никто не захотел узнать настолько хорошо, чтобы увидеть, кем они являются.

Партнеры не сталкиваются с проблемами, которые возникают в семейной жизни. До брака они веселятся, а после свадьбы приступают к решению серьезных вопросов. Если говорить об уступках и компромиссах, когда выясняется, что партнер не любит то, что нравится вам, а вы хотите жить не так, как живет любимый человек, все приводит к ежедневным скандалам и ссорам.

Люди не учатся жить вместе. Им кажется, что в семейной жизни все будет складываться само собой. Все проблемы будут проходить мимо только потому, что они вместе. Но вместе – не означает, что у вас есть любимый человек. Вместе – это когда вы и любимый человек идете в одном направлении, помогаете, когда нужно, друг другу, защищаете и делаете сильнее.

Люди становятся несчастными не потому, что брак и семья – понятия неправильные. Все несчастья идут от необходимости быть мужьями и женами, где никто не научил их жить друг с другом. Каждый начинает думать только о себе, удивляясь, почему партнер не подчиняется его воле. Каждый забывает о том, что он может потерять, начиная наглеть.

Несчастный брак – терпеть или разводиться?

Если супруги несчастны в браке, то вскоре может встать вопрос о том, чтобы развестись. Это может быть инициатива как мужчины, так и женщины. Все зависит от того, насколько ценен брак каждому партнеру и какое у кого терпение. Обычно о разводе начинает говорить тот, кто уже очень сильно устал от партнера, а также тот, кто уже не может терпеть. Если брак несчастный продолжительное время, тогда развод неизбежен.

Что делает брак несчастным?

  • Неспособность супругов решить проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются.
  • Попытки наладить отношения лишь одного партнера, когда второму все равно, что с их браком происходит.
  • Измены, равнодушное отношение, издевательства, оскорбления хотя бы одного из партнеров.
  • Отсутствие любви и уважения хотя бы одного из партнеров.
  • Отсутствие желания что-либо делать ради отношений хотя бы у одного из партнеров.

Брак – это союз двух людей. Если кто-то не старается, равнодушно относиться, не сохраняет и не бережет отношения, тогда семья разваливается. В одиночку второй партнер ничего не сможет сделать.

Какие советы дают психологи супругам, чтобы сохранить их брак? Часто можно услышать о том, чтобы мужчина и женщина ненадолго разъехались и побыли порознь. Со временем они смогут понять сами для себя, насколько им нужны их семейные отношения. Если обоим нужна семья, тогда супруги начнут стараться, чтобы восстановить разрушенное. Если же кому-то брак уже не нужен, тогда лучше развестись и не мучить никого.

Что такое счастливый брак?

Люди уже настолько привыкли к тому, что обычно браки становятся несчастными, что забывают о том, что такое счастливый брак. Многие даже не могут привести примеров счастливых семей. Однако абсолютно все могут перечислить несчастливые браки.

Мечтая о семье и любимом человеке, люди часто говорят о счастливом будущем. Если строить отношения, то только счастливые. Если регистрировать брак, то только счастливый. Если рожать детей, то только в счастливой семье. Все люди желают жить в счастливом будущем. Но чтобы туда прийти, нужно уже в настоящем времени создавать свое счастье. Если вы не живете счастливо сейчас, то навряд ли вам удастся жить в будущем, ничего не меняя.

Как понять, живете вы в счастливом браке или нет?

  1. Определите сами для себя, что для вас есть счастье.

Для кого-то счастьем будет наличие большого капитала у мужа, а для другого – появление детей. Что лично для вас является счастьем? Иначе этот вопрос можно задать следующим образом: ради чего вы создавали семью? Что вы хотели получить, когда регистрировали отношения? Кто-то хочет получить статус мужа/жены. Кто-то желает получить одобрение от общества: «Какой ты молодец!». Кто-то желает обрести свою семью. У каждого человека имеются свои причины того, почему он создавал семью.

И второй вопрос: то, ради чего вы регистрировали брак, вы теперь получаете? Если вы не получаете того, что ожидали от своего брака, то, скорее всего, вы несчастны. Но если же вы достигли поставленной цели, из-за которой и регистрировали союз, тогда вы счастливы.

2. Вы развиваетесь в браке?

Одной из составляющих счастья является способность развиваться, становиться лучше, успешнее, красивее, здоровее, счастливее. Другими словами, те отношения, в которых вы находитесь, помогают вам совершенствоваться. Вы чувствуете в себе положительные изменения? Ваш партнер вас поддерживает, помогает? Он подталкивает вас к развитию полезных качеств характера и навыков? Скажем так, с момента регистрации брака, вы чувствуете, что у вас появилось больше пространства для самореализации.

Человек чувствует себя счастливым только тогда, когда может себя реализовывать. Использовать свой потенциал, наконец-то попробовать свои силы, создать нечто новое – вот, что делает человека счастливым. Этого всего можно достичь в одиночку. Но поскольку речь идет о браке, в котором находится еще и ваш партнер, то вопрос стоит по-другому: поддерживает ли вас партнер в ваших стремлениях и самореализации?

Счастливым считается тот брак, в котором люди чувствуют себя уверенными, сильными, спокойными. Они могут себя реализовывать, поскольку партнеры их в этом поддерживают или даже помогают. Они понимают, что с момента бракосочетания их жизнь качественно улучшилась. Они идут вперед, оставляя позади свое «лузерское» существование. Если это про вас, тогда вы живете в счастливом браке. Но если вы чувствуете, что все более увядаете, деградируете, становитесь неуверенными в себе, тогда ваш брак невозможно назвать счастливым.

Семейная жизнь становится счастливой:

  • Когда люди осознанно выбрали друг друга.
  • Когда они сами себе сказали, что будут стараться ради любимых партнеров.
  • Когда они уважают желания и мнение, которое не совпадает с их собственным.
  • Когда они ищут общие цели, интересны обоим, общаются открыто, а не таят обиду друг на друга.
  • Когда они понимают, что у них получается строить отношения, поэтому могут спокойно создать семью, в которой появятся дети.
  • Когда они готовы сталкиваться с проблемами, при этом согласны помогать друг другу, если у кого-то что-то не получается.
  • Когда каждый понимает, что «атмосфера» в отношениях зависит от того, что он сам делает для счастья себя и своего любимого.

Не брак делает людей счастливыми, а от партнеров полностью зависит то, какой брак они создадут.

Итоги, к которым приводят несчастные браки

Наблюдая за чужими несчастьями или самим сталкиваясь с горем в браке, люди все чаще начинают жить гражданским или гостевым браком. Эти отношения не требуют штампа в паспорте и обязательств. Эти отношения могут предполагать, что так называемые супруги не живут совместно. Это отношения, где партнеры ничего не обязаны друг другу и в любой момент с легкостью могут расстаться. Вот такие итоги наступают, когда построить счастливый брак не удается.

Самое печальное заключается в том, что на все это смотрят дети несчастных супругов. Это начинают считать нормальным жить гражданским или гостевым браком, создавать несчастные союзы, где они будут унижаться, терпеть издевательства и страдать. Каждый родитель должен задуматься над тем, какой пример он подает своему ребенку, который смотрит на него и полагает, что так, как живут его родители, нужно строить свои любовные отношения. А вы желаете своему ребенку такую жизнь, которой живете сами?


Когда измену можно простить?

Во все времена ценятся верные и преданные люди. Но нередко случается так, что тот, от кого не ждешь предательства, изменит. Что приводит человека к роковой черте? Что позволяет ему оступиться? Можно ли этот проступок простить? Попробую в этом разобраться.

По-моему, в ситуации опасности человек может повести себя порой непредсказуемо. Во время военных действий, когда ощущается угроза жизни, проходит проверка на нравственную стойкость, бесстрашие. Тот, в ком нет внутренней силы, способен предать своих, забыть о чести и воинском долге. Думаю, что подобного рода измену простить невозможно.

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дан образ человека, оправдать поступки которого нечем – это Швабрин Алексей Иванович. Казалось бы, он смел, отправлен в Белогорскую крепость за «смертоубийство» во время дуэли, но в минуту опасности, увидев, что Пугачев силен, переходит на его сторону. Что приводит его к такому решению? На мой взгляд, Швабрин способен на любую подлость: оклеветать Марью Ивановну в глазах Гринева, написать родителям Петруши о состоявшейся дуэли. Уже до захвата Пугачевым крепости было понятно, что такой человек не будет рассуждать о том, что честно и благородно, а что подло и непорядочно. К измене его приводит отсутствие нравственных ориентиров. Простить такого человека сложно, его поступки вызывают лишь презрение.

Изменить можно не только во времена потрясений, но и в обычной семейной жизни. Что приводит к такому поступку одного из супругов? Думаю, что причина в отсутствии взаимного чувства любви и уважения. Возможно ли прощение в данной ситуации?

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» главная героиня Катерина, замужняя женщина, изменяет своему мужу Тихону. Характер её совсем иной, чем у Швабрина. Она искренняя, душевная, открытая натура. Почему же способна на измену? Думаю, что для Катерины честнее было проявить чувства к Борису, чем делать вид, что она любит Тихона, которого даже уважать не за что. Измена Катерины мужу не воспринимается как подлый поступок, а наоборот, как проявление её силы и способности на протест. На этот шаг её подтолкнуло невнимание Тихона, гнет Кабанихи, постоянное ощущение несвободы. Поступок Катерины оправдан с моральной точки зрения, значит, она достойна прощения. После её гибели и Тихон воскликнет в адрес Кабанихи: «Это вы её погубили! Вы!» Он не держит на неё зла, он понимает неотвратимость случившегося. Такую измену можно простить.

В какой бы ситуации ни оказался человек, выбор, как поступить, остается за ним. На мой взгляд, прощения достоин лишь тот, в ком причиной для измены стала не внутренняя слабость, а сила духа и искреннее убеждение в своей правоте.


Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Способность отзываться на чужую боль, забота о ближнем – эти качества присущи далеко не всем. Как отличить человека отзывчивого от равнодушного? Какие поступки будут характерны для людей, обладающих этим качеством?

Само понятие «отзывчивость» включает в себя мысли о других, готовность отдавать, а не брать. Отзывчивый человек будет стремиться сделать мир вокруг лучше.

Именно такой мы видим героиню романа И.А.Гончарова «Обломов» Ольгу Ильинскую. Она хочет спасти Илью Ильича от вечного сна, мечтает о том, как наполнить его жизнь движением, смыслом, вернуть его к осознанной деятельности, совершить чудо. Именно благодаря её стараниям Илья Ильич встает рано, читает книги, гуляет, на его лице нет и следа сна или усталости. И всё это благотворное влияние Ольги. Это ли не проявление отзывчивости? Другое дело, что Обломов лишь на время воспрял ото сна и вновь угас. Героиня пыталась изменить Илью Ильича, но ей это оказалось не под силу.

Отзывчивость может проявиться по отношению к разным людям, которым необходима помощь, к тем, кто оказывается в беде.

В повести Максима Горького «Детство» примером человека, заботящегося о других, является бабушка Акулина Ивановна. Всё семейство Кашириных держится на её душевном отношении ко всему окружающему. Во время пожара, случившегося у них, она беспокоится о том, чтобы огонь не перешел на соседний дом. Для неё важно благополучие ближнего. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры. Именно бабушка помогает слепому мастеру Григорию, подает ему милостыню. И для Алёши она становится самым близким и дорогим человеком.

Способность думать о том, кто нуждается в поддержке, о том, кому необходимо участие, присуща, на мой взгляд, отзывчивым людям. Нужно не проходить мимо чужой боли, не замыкаться в своем мире, а откликаться на беду и по возможности стараться помочь.


Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Стремление к счастью и душевной гармонии свойственно, пожалуй, всем людям. Каждый из нас хочет приблизить свою жизнь к некому идеалу. Какие же средства можно выбирать для достижения личных целей? Возможно ли, построить счастье на несчастье других? Попробуем в этом разобраться.

На мой взгляд, заботясь лишь о собственном благе, забывая о других, человек и себя делает несчастным. Достигая мнимого счастья, он остается неудовлетворен результатом, приходит к осознанию бессмысленности своих действий.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» перед нами предстает образ такого человека – Григория Александровича Печорина, жаждущего жизни, ищущего её повсюду и невольно приносящего несчастье всем вокруг. Печорин в погоне за раскрытием тайны контрабандистов разрушает их налаженный ход жизни. Любовь к дикарке Белле тоже не приносит ему ожидаемого счастья. Она искренне смогла полюбить Печорина, он же быстро к ней охладел, стал невольным виновником её гибели. Княжна Мэри тоже становится жертвой его эгоизма и неспособности изменить жизнь. Сам Печорин скажет о себе: «...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».

Стремясь к счастью любой ценой, человек не достигает его сам и приносит лишь одни неприятности окружающим.

Герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Иванович Швабрин влюблен в Марью Ивановну, хочет силой заставить её выйти за него замуж, принуждает её к этому. В письме к Петру Гриневу Марья Ивановна напишет о жестоком отношении к ней Швабрина, который держит её под караулом, на хлебе и воде, надеясь на возможность личного счастья. Но, принося ей только мучения, Швабрин не способен достичь желаемого.

Выходит, что действительно на чужом несчастье своего счастья не построишь. Необходимо взвешенно подходить к выбору средств для достижения своих целей, не заставляя страдать тех, кто рядом.


Чем смелость отличается от безрассудства?

Смелость – это то качество, которое проявляется в минуты опасности. Но кто-то может, не задумываясь, рисковать жизнью, не осознавая возможных последствий, а кто-то, всё тщательно взвесив, совершит геройский поступок.

Именно в способности трезво оценить обстановку, понять, насколько опасна ситуация, состоит разница между смелостью и безрассудством. Об этом нас заставляет задуматься Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

Его герои способны проявлять лучшие человеческие качества в минуты опасности. Смел капитан Тушин, оказавшийся в самой гуще событий, без подкрепления. Он не испытывает «ни малейшего неприятного чувства страха», напротив, ему становится «всё веселее и веселее». Умело ведет он бой, воображая себя могучим, огромным мужчиною, которому всё по плечу. Душевность Тушина, его простота, забота о солдатах, скромность и, конечно же, смелость вызывают уважение.

Если же человеком движет лишь чувство, на место смелости приходит безрассудство, неоправданный риск собственной жизнью.

Таков юный Петя Ростов, одержимый жаждой подвига, «не медля ни минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и гуще был пороховой дым». Петя погибает, будучи ещё совсем ребёнком. Он не просчитывал ситуацию, ему так хотелось быть в гуще событий, стать настоящим героем. Нелепая смерть Пети помогает нам понять, что необходима разумная смелость, а не геройский порыв.

Смел или безрассуден тот или иной человек зависит от того, что в нем сильнее развито: разум или чувство.

В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Остап и Андрий ведут в бою себя по-разному. Остап может хладнокровно оценить обстановку, в нем заметны «наклонности будущего вождя». Андрий же погружается «в очаровательную музыку пуль», ничего заранее не измеряя, видит в битве «бешеную негу и упоение».

Во время тяжелых испытаний люди проявляют бесстрашие. На мой взгляд, важнее в бою разумная смелость, чем глупое безрассудство. Выигрывает не тот, кто в порыве чувств бросается навстречу опасности, а тот, кто способен рассчитать удобный момент и достичь результата. В этом отличие смелости от безрассудства.


Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Человек на протяжении всей жизни находится в обществе. Казалось бы, найти отклик своим душевным переживаниям любому из нас не представляет труда. К сожалению, это не так. И, вращаясь в обществе, будучи человеком активным, можно остаться непонятым и даже отвергнутым. Общественное мнение зачастую бывает ошибочным. Когда же это может произойти?

На мой взгляд, те, чьи убеждения прогрессивны и опережают своё время, оказываются непринятыми большинством. В произведениях русской классической литературы есть примеры такого типа людей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «фамусовским» обществом отвергнут Чацкий. Это передовой человек своего времени, понимающий, что продвижение по служебной лестнице должно быть благодаря заслугам и конкретным делам, а не умению угождать вышестоящим. Он ценит русскую культуру, критикует засилие иностранного, закоренелость нравов, низкопоклонничество и взяточничество. Чацкий образован, умен, прогрессивен, но одинок и в обществе, и в любви. Ни один из героев комедии не разделяет его взглядов, Софья распространяет слух о его сумасшествии. Как ни странно, все охотно верят этой сплетне, потому что только так можно объяснить, почему Чацкий мыслит иначе, чем все те, кто оказался в доме у Фамусова. Герой одинок от непонимания, его взгляды отличны от мнения большинства – в этом причина такого к нему отношения. Мнение «фамусовского общества» о Чацком ошибочно потому, что он опередил своё время.

Но не только носитель прогрессивных взглядов может быть не принят в обществе, но и тот, кто силен духом, кто лучше своего многочисленного окружения.

Так, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Данко. Этот герой спас всех людей от верной гибели, он вывел их сквозь непроходимые леса. Путь был трудным, люди обессилили и обвинили во всем Данко, человека, который шел впереди их. Упрекали его в неумении управлять ими. Данко вырвал своё сердце и осветил им путь, спас людей ценой своей жизни, но осталась незамеченной его гибель. Он совершил подвиг во имя спасения людей. Обвинения же в адрес Данко были несправедливыми.

Когда общественное мнение может быть ошибочным? Я думаю, что это происходит, если личность опережает свое время по взглядам, мировоззрению, пониманию жизни или оказывается ярче, сильнее, отважнее тех, кто её окружает.

Каждый считает самым несчастным свое положение, и каждый менее всего хочет быть там, где он находится.
Марк Туллий Цицерон

Для несчастного сама жизнь - несправедливость.
Публилий Сир

Несчастные всегда виноваты.
Франсуа Жозеф Дебийон

О несчастных забывают так же, как об усопших.
Плиний Младший

Мы не способны даже долго оставаться несчастными.
Франсуа Рене де Шатобриан

Не чувствовать своего горя - не свойственно человеку, а не перенести его - недостойно мужа.
Сенека

В несчастье нередко вновь обретаешь покой, отнятый страхом перед несчастьем.
Мария Эбнер-Эшенбах

Великое несчастье - неумение переносить несчастье.
Бион Борисфенский

В несчастье можно утешиться только несчастьем других.
Анри де Монтерлан

Нельзя найти такого несчастного дома, который не имел бы утешения, видя другой дом, еще более несчастный.
Сенека

Несчастье - заразная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг друга, чтобы еще больше не заразиться.
Федор Достоевский

Если уж быть несчастной, то лучше всего в Калифорнии.
Барбара Станик

Без несчастий люди скучали бы. Горе захватывает сильнее, чем радость.
Этьен Рей

Самое большое несчастье моей жизни - гибель Анны Карениной.
Сергей Довлатов

Несчастье имеет свойство вызывать таланты, которые в счастливейших обстоятельствах оставались бы спящими.
Гораций

Бывают такие жизненные ситуации, в которых несчастье дает право на бессмертие.
П. Буаст

Великое несчастье – неумение переносить несчастье.
Б. Бористенит

Именно в несчастье человек обретает множество друзей. Быть наперсником счастья – удел и добродетель немногих.
А. Моруа

Нет человека более жалкого, чем тот, которому не дано было испытать несчастья.
Д. Тейлор

Основанием несчастья часто является счастье.
Автор неизвестен

Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь.
Б. Паскаль

Двумя обычными причинами несчастия людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания.
К. Гельвеций

Несчастья приносят ужасную пользу: они поднимают душу, возвышают нас в собственных глазах.
А. Герцен

Лишь несчастья учат глупцов благоразумию.
Демокрит

Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями.
Хун Цзычэн

Если людям нечем похвастаться, они хвастаются своими несчастиями.
А. Граф

Несчастлив, кто никогда не был несчастным.
Античный афоризм

Каждый несчастлив настолько, насколько он сам считает себя несчастным.
Д. Леопарди

Люди только потому несчастны, что не живут согласно с законами правды и добра. Часто люди не понимают этого и думают, что они несчастны по другим причинам. - Я несчастен, - говорит один, - потому что я болен. – Неправда, ты несчастен потому, что не переносишь терпеливо своей болезни. - Я несчастен, потому что я беден, - говорит другой. - А я - оттого, что у меня злые родители. - А я - оттого, что Цезарь не благоволит ко мне. Так говорят люди. Но все это неправда - они несчастны только потому, что живут не так, как велит им разум.
Эпиктет

Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив.
Ф. Достоевский

Несчастные всегда виноваты: виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг.
О. Мирабо

Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье.
А. Вампилов

Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.
Ф. Купер

Из всех несчастных самые несчастные - лентяи, они ничего не могут сделать, даже если их жжет огонь голода.
Т. Видьяпати

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
К. Гельвеций



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх