Почему грудничок отказывается есть. Грудничок не какает

Мысль о том, что малыш не наедается материнским молоком приходит подавляющему числу кормящих мам. Особенно в случае с первенцами. Почему при грудном вскармливании существуют «голодающие» дети? По каким признакам определить недостаточность питания и как улучшить ситуацию?

Из этой статьи вы узнаете:

Вопрос стоит наиболее остро в отношении новорождённых и детей до полугода. Это проблема № 1 до планового введения прикорма. Волнения сохраняются вплоть до года, но в меньшей степени, так как объём потребляемой малышом пищи становится всё больше.

Шесть признаков того, что ребенок не наедается грудным молоком:

  • Крик и плач, даже если удовлетворены все его потребности.
  • Слабость, длительные промежутки сна.

Лучше разбудить кроху, после 3-х часов дневного отдыха. Ночью можно увеличить интервал до 4-5 часов.

  • Сухость кожи.
  • Частый «голодный» стул.
  • Редкое мочеиспускание (менее 10 раз за сутки).

Моча должна быть прозрачной, без примесей.

  • Недостаточная прибавка или значительная потеря веса.

Прибавка 500 г за месяц – норма. В первый месяц нужно считать не от веса при рождении, а учитывая естественную потерю 5-7% массы тела. За основу можно взять цифру на момент выписки из роддома.

Еще одно видео о том, как определить хватает ли малышу молока или нет.

Причины того, что ребёнку мало грудного молока

Берут начало с проблем мамы или с проблем малютки.

Со стороны матери:

  • отторжение новорожденного.

Из-за психологической неготовности к грудному вскармливанию, уходу за малышом, депрессии после родов.

  • плоские или втянутые соски.
  • лактостаз.
  • погрешности питания.
  • недостаточное нахождение на свежем воздухе.
  • болезненность грудных желёз.

Со стороны ребёнка:

  • проблемы с органами пищеварения (в том числе травмы).
  • насморк.
  • неполадки с эндокринной системой.
  • сосание пустышки.

Удовлетворение сосательного рефлекса должно проходить у груди. Параллельно будет поступать питательная жидкость. Пустышка же создаёт ощущение мнимого спокойствия и сытости.

  • быстрое засыпание у груди.

Малыш может совершать сосательные движения даже во время сна. Он выпивает переднее молоко, успокаивается и засыпает, не получив питательного заднего.

Что делать, когда ребенок не наедается грудным молоком?

Как быть маме?

  • Режим отдыха превыше всего.
  • Накладки на грудь для коррекции формы сосков.
  • Лёгкий массаж груди и холодные компрессы при лактостазе.
  • Рациональное питание.
  • Прогулки на свежем воздухе.

Если рождение нового члена семьи пришлось на зиму, то лучше гулять недолго, но чаще. По 30 минут 3 раза в день (включая балкон или лоджию.)

  • Горячее питьё за 15 минут до прикладывания ребёнка к груди.

От этого приёма больше молока не станет, но усилится его отток. Оно будет выходить под бо́льшим напором, облегчая малышу работу. Есть шанс, что он наестся раньше, чем уснёт.

  • Гомеопатические средства (такие как «Апилак», лактогонные чаи).

Возможно, здесь присутствует эффект плацебо, но раз он способен помочь, то почему бы и нет?

  • Обращение к консультанту по грудному вскармливанию.

Помочь может любая знакомая женщина, выкормившая собственных детей грудью.

Создание подходящих условий

  • Правильное прикладывание к груди.
  • Различные позы при кормлении.

Так задействуются разные участки молочной железы. После обнаружения наиболее подходящей позы можно остановиться на ней.

  • Кормление по требованию.

Из-за редких кормлений груди становятся переполненными, и малышу трудно ухватиться за ареолу, чтобы добыть себе пропитание. Парадокс: еды много, а младенец не наедается досыта грудным молоком. Гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, может полностью справляться со своей задачей. Но без частого сосания груди слабо активизируется гормон окситоцин, обеспечивающий выделение молока.

  • Ненормированное грудное вскармливание.

Не следует прерывать кормление после 15-20 минут, если малыш активно сосёт или не отпустил сосок. Даже когда кажется, что малыш уснул. Исключение можно сделать ради срочных дел. Обычно мамы практикуют чередование грудей. При прерывании кормления получается, что чадо не утоляет голод грудным молоком, ведь пьёт преимущественно переднюю порцию, а не питательную заднюю.

Что делать с малюткой?

  • Наблюдение за ребёнком педиатра, оториноларинголога, эндокринолога, УЗИ органов желудочно-кишечного тракта.
  • Отказ от пустышки.

Ситуация, когда лялька часами «висит» на груди и не даёт ничего делать – временное явление.

  • Пробуждение сонливого малыша.

Для этого достаточно легонько провести рукой по его щёчке.

  • Прикармливание сцеженным молоком.

Обязательно из ложки или чашки, возможно из шприца, но не из бутылочки. Можно использовать систему докорма у груди.

7 обманчивых мнений

После понимания того, что ребёнку не хватает молока мамы, в ход начинают идти любые методы. Узнайте о самых неэффективных способах, которые едва ли способны помочь.

  • Контрольное взвешивание. Его нужно проводить не один раз, а несколько дней подряд в одно и то же время, в одной одежде. Желательно в спокойной обстановке, а не в детской поликлинике.
  • Адаптированные смеси. После докорма смесью еще больше снизится лактация. Возобновить грудное вскармливание сложнее, чем наладить.
  • Молоко других видов млекопитающих (коровы, козы и т.п.). Из-за содержания чужеродного белка, который трудно усвоить, происходит сбой в пищеварительной системе.
  • Допаивание водой и другими жидкостями. Если малютка голоден после грудного молока, не спешите усиленно его поить. Чем большее количество других напитков будет выпиваться, тем меньше малыш будет наедаться.
  • Потребление мамой большого количества молока. Грудное молоко вырабатывается из плазмы крови, а не из напитков.
  • Донорское молоко. Нужно быть уверенной в гигиене, здоровье женщины-донора. Состав молока индивидуален для каждой пары мать-дитя.
  • Раннее введение прикорма. Вызовет негативную реакцию из-за незрелости желудочно-кишечного тракта. Последует лечение, аппетит пропадёт, а чадо может даже похудеть.

При подозрении на то, что крохе недостаточно материнского молока необходимо проверить признаки, указывающие на это. В случае их наличия выясните причины недоедания. Верные действия, направленные на их устранение, помогут наладить ситуацию. Помните об обманчивых мнениях, чтобы не усугубить обстановку с питанием ребёнка.

Потребности в отдыхе днем у каждого грудничка индивидуальны: одному необходимо спать большую часть дня, а другой грудной ребенок плохо спит в светлое время суток. Если самочувствие малыша хорошее, он веселый – это значит, что потребности во сне он полностью удовлетворяет. Однако бывают случаи, когда кроха совсем не спит днем или отдыхает мало, он вялый на вид и плачет. Это может сигнализировать о различных сбоях в его организме.

Почему происходит так, что грудной ребенок плохо спит, а иногда бывает, что рн бодрствует весь день? Еще в животе у мамы у крохи закладывается нервная система, что дает основу для его темперамента. Ребенок может не спать, если у него просто нет желания отдыхать, а он хочет изведать окружающий мир.

Однако в такой ситуации иногда он будет впадать в дрему из-за усталости. Если малыш бодрствует весь день, следует поискать этому причину.

Такое состояние может быть вызвано:

  • со сбоями физического или психологического характера, которые привели к расстройству сна;
  • с индивидуальными особенностями ребенка.

Как отличить патологию

Если малыш активен, нормально ест, и у него хорошее настроение, небольшой продолжительности сна днем ему хватает, а значит, это нормальное состояние для организма младенца. Обычно такие дети больше спят на улице во время прогулки, а при укачивании в своей кроватке подолгу не могут уснуть. Однако в этом случае тоже нужно проявлять осторожность. Следует сосчитать, сколько времени ребенок спит днем. Если за сутки грудничок находится во сне не менее 15-ти часов, то тревожиться о его здоровье не стоит.

Когда ребенок активно бодрствует более 5-ти часов, плачет, не засыпает даже на улице, неохотно ест, это может сигнализировать о расстройстве сна. Обычно такое состояние можно определить, пронаблюдав, как спит малыш: если он просыпается каждые 10 минут, следует обратиться к врачу.

Если кроха постоянно плачет, кричит, беспокоится, практически не ест – это может говорить о психологических расстройствах.

Что мешает здоровому сну

Ребенок может плохо спать в своей кроватке и по другим причинам:

  1. При нарушениях санитарных норм. Иногда для нормального сна бывает достаточно изменить температуру, проветрить комнату и сделать влажную уборку, чтобы кроха лучше спал. Лучшей температурой для грудничка является 21 градус.
  2. При психологическом дискомфорте. Чтобы кроха засыпал не очень долго, следует завесить окна темными шторами, чтобы много света не проникало в комнату и не раздражало малыша. Также к бодрствованию может побуждать чрезмерная активность матери, суматоха, много гостей в доме. Чтобы этого избежать, родителям нужно стараться за 2 часа до сна ребенка делать все, что может успокоить ребенка.

Бывает так, что грудничок обеспокоен разрывом связи с матерью, что влияет на качество его сна. Нормализовать этот процесс за пару месяцев можно, если мама будет часто брать своего ребенка на руки, обнимать.

  • При наличии физиологических причин. Часто беспокойство сна вызывают колики и газы. Такое состояние болезненно для ребенка, вот почему он не только бодрствует из-за этого, но и плачет, имеет вялый вид. Чтобы ему помочь, достаточно приложить к его животику грелку и сделать массаж.
  • Если отсутствие сна не сопровождается никакими симптомами, возможно, развилось неврологическое заболевание.
  • С 6-го месяца беспокойство сна может быть вызвано ростом зубов, получением ярких эмоций перед отдыхом, желанием продолжить играть.

Другое отсутствие сна

Так как у малыша еще не сформировался режим, любое отсутствие сна может скрывать развивающуюся патологию, поэтому необходимо постоянно следить за состоянием крохи: как он ест, как себя чувствует, как себя ведет.

Отсутствует сон в ночное время

Иногда дети не спят ночью. Это обусловлено тем, что после рождения дети не выработали еще свой индивидуальный ритм, и им попросту все равно, когда отдыхать. До возраста 1 месяца малыш может часто просыпаться, и это будет нормой. Ребенок в таком возрасте регулярно ест, для чего ему и нужно прервать свой сон. Иногда дети путают день и ночь. Чтобы это исправить, родителям требуется чаще будить кроху в дневное время и делать с ним различные упражнения для развития и расслабления. Такие частые пробуждения вынудят его крепче и дольше спать ночью.

Длительный сон

Нормальная продолжительность отдыха во время 1 месяца жизни равна 19 часам в сутки. За это время у грудничка развивается мозг, нервная система, а также производится гормон роста.

Беспокоиться нужно, когда малыш много спит и мало ест, а также в его состоянии заметна слабость.

Медики советуют чаще выводить ребенка из сонного состояния, создавая частые непродолжительные ситуации, когда младенец ест, чтобы он частями получал нужное ему количество пищи.

Если этого не делать, а позволять крохе много спать за счет уменьшения питания, может произойти обезвоживание, начаться желтуха, снизиться концентрация глюкозы в составе крови. Когда малыш нормально набирает вес, а ест немного, значит, ему такое количество пищи достаточно, и будить его лишний раз не следует.

Беспокойный отдых

Во сне в своей кроватке вдали от мамы у крохи могут наблюдаться беспокойные движения, которые также мешают здоровому отдыху. Однако не каждые повороты говорят о патологиях. Например, если малыш издает какие-то звуки, дергает конечностями, меняет выражение лица, значит, он погружен в быструю фазу сна, которая является абсолютно нормальной для любого человека.

Если ребенок плачет и кричит во сне, его нужно разбудить, прижать к себе и начать делать успокаивающий, расслабляющий массаж. Так младенец быстро успокоится и сможет позже снова заснуть.

Но иногда возникают и судороги, которые являются патологичным состоянием, они характеризуются ритмичной дрожью или ознобом. При наличии таких симптомов следует обратиться к невропатологу.

Сон на свежем воздухе

Многие родители замечают, что грудничок плохо спит днем дома в кроватке, а на улице засыпает мгновенно. До того момента, как крохе исполнится 4 месяца, можно пользоваться этой ситуацией, чтобы выработать у него режим сна. Для этого следует в одно и то же время отправляться гулять по улице с малышом, пока он не уснет, а потом просто возвращаться домой и укладывать его спать в своей кроватке.

В дальнейшем постепенно придется избавляться от привычки спать на улице, для этого можно воспользоваться советами:


Почему так важен дневной отдых? Сон днем – очень важный элемент здорового развития ребенка. Отсутствующий отдых приводит к перевозбуждению нервной системы крохи, а также является причиной усталости.

Это может спровоцировать тяжелый ночной сон. Поэтому очень важно приучить малыша спать и в дневное время.

Для этого необходимо придерживаться следующих правил:


Когда грудничок плохо спит целый день, это является поводом для тщательного наблюдения родителями за его развитием и здоровьем. В том случае, когда кроха в хорошем настроении, активно познает окружающий мир, охотно ест, но мало спит (в основном на улице), поводов для беспокойства нет. Но если он много и громко плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, мало и неохотно ест, значит, его что-то беспокоит. Чтобы исключить развитие болезней, необходимо проконсультироваться с врачом.

Почему новорожденный не спит весь день – вопрос, возникающий у многих молодых мам. Стоит ли обращаться к врачу? Как нужно в таком случае поступать? Ответ на этот вопрос неоднозначный и зависит от многих факторов.

Баю-бай должны все дети: польза сна для младенца

Головной мозг и нервная система, появившегося на свет, малыша продолжают свое развитие. Непривычные раздражители помогают освоиться в новой обстановке. Незрелый мозг перерабатывает информацию небольшими порциями и нуждается в постоянном отдыхе. В этом кроется причина продолжительного сна.

Если малыш зевает, капризничает и трет кулачками глазки, он хочет спать – пора ему помочь. Легкое покачивание и колыбельная всегда помогают.

Разберемся, сколько должен спать днем новорожденный. говорят о следующем: первые дни грудничок может бодрствовать между кормлениями 15-30 минут. Общая длительность сонного состояния достигает 20 часов в сутки.

Каждые 30-40 дней взросления уменьшают его суточную потребность в отдыхе примерно на час. С 9 месяцев и до года дневная норма – 1 раз по 2 часа или 2 раза по часу-полтора.

Грудным детям очень важно много спать – хронический недосып может затормозить развитие и рост малыша .

Такой режим не является обязательно закономерным. Часто бывает, что грудничок мало спит днем. Периоды бодрствования при этом непостоянны, не оставляют времени для других занятий, отнимают много сил у матери.

6 причин тревожного сна

На протяжении первого года жизни причины, по которым днем, могут быть разными. Самые простые и частые – упущения по :
1
Мокрый подгузник. Мокрые пеленки неприятны большинству маленьких детей. Они мешают им крепко заснуть не только днем, но и ночью. нужно менять вовремя.
2
Опрелость. по недосмотру матерей появляется в складках ножек, подмышками, за ушками. Со временем в этих местах появляется беспокоящий зуд.
3
Неудобное положение в кроватке. Подвернувшаяся рука, кисть, слишком мягкая или жесткая кроватка не способствуют засыпанию. читайте в этой статье, а какой нужен матрас для грудничка – здесь.
4
Духота в помещении. Легкие грудничка нуждаются в постоянном притоке свежего воздуха. Нехватка кислорода в непроветренном помещении, редкие прогулки – все отражается на дневном отдыхе.
5
Подмерзание. – 20-23 градуса. Терморегуляция тела у грудничка несовершенна. К тому же, холодный воздух, поступающий в легкие, остужает тело, даже если малыш хорошо укрыт. Не рекомендуется укладывать младенцев на улице при температуре ниже 10 градусов.
6
Нехватка грудного молока. Спать на голодный желудок способны новорожденные до 2 месяцев. Если младенец не просыпается 4 часа, надо разбудить его для кормления.

Став постарше, новорожденный мало спит днем, если не наелся. Признаки, по которым можно определить, что ребенку не хватает молока мы описываем в статье по .

Более серьезные причины, из-за которых грудничок не спит весь день, связаны со здоровьем.

Если новорожденный просыпается каждые 5-7 минут, а бодрствует более 5-6 часов, то у него явные нарушения сна

Это могут быть:

  • кишечные колики;
  • вздутие живота;
  • перекорм;
  • отит;
  • насморк, почитайте как промыть нос грудничку ;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • высокая температура;

Каждый симптом имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.

Михайленко О.И., врач-невролог, Городская клиническая больница № 34, г. Новосибирск

Режим нужен. Признак здоровой нервной системы – стремление к режиму. Для ребенка его соблюдение является крайне важным.

Если мама с первых дней будет стараться придерживаться , то в дальнейшем малыш будет засыпать строго по часам без малейших усилий мамы. При этом он будет спать крепко и сладко.

6 признаков нарушения сна

Каждая причина имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.
1
Проблемы с животом. Если грудничок плохо спит днем после кормления, то это может быть следствием перекорма. Такое случается на первых двух месяцах, пока желудок не растянулся до нужного объема. Слишком жирное молоко (после орехов, сгущенного молока) затрудняет опорожнение кишечника, вызывает скопление газов. Характерные признаки: твердый, немного вздутый живот, срыгивание. Поможет ли Плантекс с проблемами живота, можно узнать .
2
Простудные заболевания в виде отита, насморка не дадут заснуть и взрослому человеку. Если при нажатии на ушко грудничок реагирует вздрагиванием или плачем, то это означает первые признаки воспаления среднего уха. Малыш не умеет спать с открытым ртом. Если забит носик, он будет постоянно просыпаться.
3
Высокое ВЧД – это сильные головные боли. Провоцирующим фактором скачков давления является резкая смена погоды. Метеочувствительность грудников и без того повышена, а при таком заболевании им еще труднее.
4
Аллергия. Употребление в пищу кормящей матерью , заканчивается зудящими кожными высыпаниями. Сыпь появляется в первую очередь на щеках, сгибах рук, ног, ягодицах.
5
Температура. Один из признаков температуры за 37,5 градусов – повышенная возбудимость. Выброс адреналина делает грудников беспокойными. По этой причине новорожденный не спит весь день, если ему не .
6
Прорезывание зубов. Если , а кулачки все время находятся во рту, скорее всего причиной тревожного сна является . Облегчить состояние младенцу помогут охлаждающие гели для детских десен.

Почему кроха не спит и плачет

Малыш не может рассказать, что его беспокоит. О том, что где-то болит, маме можно догадаться по таким внешним признакам, как плохое засыпание, плач.

Когда грудничок не спит днем и при этом плачет, то это вызывает серьезную тревогу. Беспокойство и плач вызывают:

  • больной живот;
  • проблемы с ушами;
  • головные боли;
  • прорезывание зубов.

Эти болезненные проявления не дают успокоиться. Грудничок становится капризным, плаксивым. Хочет спать, но просыпается от боли.

Иногда младенец не спит днем по причине перевозбуждения нервной системы. Громкая музыка, шум, разговоры, яркий свет – факторы, влияющие на самочувствие маленького человека . Младенцы чувствительны к внешней обстановке, к самочувствию матери. Нервозность матери передастся младенцу и станет причиной беспокойства и плача.

Когда новорожденный не спит весь день без видимого повода, капризничает, то надо обратить внимание на взаимоотношения в семье и распорядок жизни в доме.

Помоги мне, мама

Внимательное, чуткое отношение к малышу поможет матери определить, почему грудничок не спит днем. Дальнейшие ее действия будут направлены на устранение помех и источников тревог:

Кроха нуждается в маминой любви с самого первого дня своего рождения, поэтому на руках у мамы и спится лучше
  1. При подозрении на простуду, температуру без врачебной помощи не обойтись.
  2. С насморком можно справиться, изменив положение тела на наклонное. Сопли не будут скапливаться в носовом проходе, что облегчит дыхание.
  3. Кишечные колики очень болезненны. Облегчение принесет массаж животика, теплая пеленка в качестве компресса, положение на животе. Как сделать массаж от коликов, читайте .
  4. Дефекация для грудничка – процесс не простой. Тугой живот – свидетельство запора. Надо помочь младенцу, прижав ножки к животу (если не сидит), подержать на руках (старше 6 месяцев).
  5. Аллергический зуд обостряется в тепле. Доступ прохладного воздуха, ванночки с чередой – средства для временного снятия приступа, позволяющие поспать днем.
  6. Отечные десна, слюна – симптомы прорезывания первых зубов. Самый острый период длится от недели и больше. В это время дети беспокойны ночью и днем. Специальные обезболивающие мази, массаж десен, прикус холодных предметов помогают преодолеть болезненные явления. Здесь мы дополнительно рассказываем .

Слепенков А. В., врач-невролог, медицинский центр «Алан-клиник», Ижевск

Длительное укачивание на руках (час и более) может говорить о неврологических нарушениях. Например, о внутричерепном давлении.

Доказано, что покачивания нормализуют состояние ликвора (мозговой жидкости), снимают головную боль.

Необходимо обязательно показаться неврологу, если ребенок плохо засыпает, беспокойно спит или постоянно просыпается и отказывается от кормлений.

Иногда новорожденный не спит весь день и постоянно просит есть. Первая причина – нехватка питания. Для ее определения надо взвесить грудничка до и после кормления, чтобы узнать количество съеденного молока. Затем сравнить со средними нормативами для этого возраста, при необходимости ввести прикорм.

Другое объяснение – рефлекторное. Процесс сосания успокаивает нервную систему . Если детей что-то беспокоит, то так заглушается боль или обретается спокойствие и ощущение безопасности.

Бывает и так, что здоровый, бодрый грудничок спит по 30 минут днем. Главный показатель – самочувствие и настроение малыша. Нет жалоб на аппетит, набирает вес, в хорошем настроении – достаточно такой продолжительности сна или не хватает двигательной активности.

Спи, моя радость, усни

Чтобы малыш крепко спал, иногда достаточно отрегулировать температуру воздуха в комнате, укрыть малыша потеплее или, наоборот, не укутывать

Режим помогает формированию условных рефлексов у детей с грудного возраста.

Для самых маленьких – укачивание после приема пищи. Укачивание благоприятно сказывается на состоянии младенца. Ритмичные движения, близкий контакт, спокойная мелодия создают ощущение безопасности.

Причиной нарушения сна у ребенка до года может быть разный способ подготовки ко сну . Один раз носят на руках, другой – сразу укладывают в кроватку. В вопросе укладывания спать во всем должна быть стабильность и однообразие ритуалов.
Рекомендации, как уложить грудничка днем:

  • проветрить детскую комнату;
  • уменьшить освещение (опустить шторы, жалюзи);
  • приглушить звук;
  • покачать 5-10 минут на руках;
  • спеть колыбельную или ласково поговорить.

Такие приемы, применяемые в одно и тоже время, в одной последовательности, помогут наладить дневной отдых малыша.

Шипилова А.В., врач-невролог, ООО «Клиника семейная», г. Москва

Длительный плач в течение нескольких дней, когда не получается отвлечь внимание и успокоить, говорит о необходимости обследования.

Чем раньше будет выявлена патология, тем быстрее и легче излечится.

Родители должны понимать, что халатное отношение к здоровью ребенка может привести к очень серьезным последствиям. Да и нервы мамы будут в порядке, когда причина нездорового сна будет устранена и малыш наконец-то начнет крепко спать.

Заключение

Подоплекой к тому, почему новорожденный не спит весь день, могут быть объективные и субъективные факторы. Объективные – патологические явления. К ним относятся аномалия внутричерепного давления, простуда, аллергия. Субъективные – нарушение гигиенических требований, дневного распорядка. Только устранив причину, можно наладить спокойный здоровый сон малыша.

Но он не располагает ни знаниями, ни опытом; его поведение случайно и непредсказуемо. Новорожденный еще остаётся во многом загадкой не только для родителей, но и для ученых. В чем же их особенность? Предлагаем вам далеко не полной перечень интересных фактов про новорожденных.

Почти все дети рождаются с голубыми или серо-голубыми глазами. Серо-голубой цвет глаз у большинства младенцев обусловлен временным отсутствием пигмента меланина, примерно в полгода цвет возможно будет меняться: если меланина мало, то цвет глаз остается голубым, а если меланина наоборот много – то либо глаза становятся коричневыми, либо зелеными, количество пигмента обусловлено генетически.

Новорожденные плакать не умеют. Все новорожденные детки плачут без слез, это происходит из-за того, что их слезные железы сужены или вовсе закупорены. В результате чего в уголках глаз могут образовываться белые выделения. Эта проблема решается сама собой в первые месяцы жизни малыша.

Вторник популярный день для рождения детей. Ученые исследовали динамику рождения детей и обнаружили – больше всего детей рождается во вторник. Меньше всего детей рождается в субботу или воскресенье.

У новорожденных очень плохое зрение. Он видит только очертания предметов, находящихся от него на расстоянии 25-30 сантиметров. Что соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления.

Новорожденные практически не моргают. Младенцы моргают намного реже, чем дети старшего возраста и взрослые. В среднем частота моргания составляет меньше одного-двух раз в минуту. Доподлинно не известно, почему так происходит. По одной из теорий, младенцы моргают реже из-за того, что они много спят и им не нужно увлажнять глаза так часто, как взрослым. По другой теории, младенцы, когда бодрствуют, заняты поглощением всей информации, которую они воспринимают.

Сердце новорожденного бьётся намного чаще - с частотой 130-160 ударов в минуту (примерно в два раза больше, чем у взрослого человека), но во время крика частота сердечных сокращений «подскакивает» до 200 ударов в минуту.

У новорожденных сильно развито обоняние , и он может определить свою маму по запаху. Но за один год жизни оно теряется на 40-50 %. И с каждым годом обонятельные волокна понемногу атрофируются.

У новорожденных очень маленькие желудки. Объем желудка у новорожденного ребенка очень невелик и составляет всего 30 мл, в среднем желудок ребенка не больше, чем размер его кулачка.

Новорожденные рождаются с плавательными рефлексами. Если родившегося младенца поместить с головой под воду, он не утонет, а включит в действие врожденный брыкательный рефлекс, который позволяет ему какое-то время плыть под водой, отталкиваясь от нее ножками. Если данный рефлекс не закрепить, то он угасает к 3 – 3,5 месяцам.

Новорожденные дышат ртом . Как известно, новорожденные могут дышать исключительно носиком. При затрудненном дыхании через нос (при заложенности) грудные дети дышат ртом. У новорожденных это хорошо заметно по «рыбьему дыханию» (еще не умея правильно дышать, малыш ловит воздух ртом).

Новорожденные дышат гораздо чаще, чем взрослые. Частота дыхания новорожденных колеблется от 30 до 50 раз в минуту, у детей к 1 году – 30-35, у взрослых 15 - 20 раз в минуту.

А какие интересные факты знаете вы?

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх