Нод средняя группа познание с экспериментальной деятельностью. Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования в средней группе «Удивительные пузыри» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. «Сердце отдаю

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования в средней группе «Зайка»

«Удивительные пузыри»

Цель: Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
Воспитывающие: Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)
Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар, таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки.
Словарь : аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Примерный ход проведения непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и встают в круг. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте: «Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик.»

Воспитатель : Ребята, поможем Пузырику? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки). Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Воспитатель : Первый наш помощник – глаза.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).
Следующий помощник – уши.
-О чем они говорят? (предмет не издает звука) .
-А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).
Возьмите этот предмет в руки.
-Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).
-Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий).
Назовите, аромат чего он вам напоминает?
Воспитатель : Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки). Скажите, что это за предмет? (мыло). (появляется воздушный шар - Пузырик)
Пузырик: Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей? (версии детей) .
Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот). Займите свои места вокруг столов.
- Посмотрите, что в емкостях? (вода).
- Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .
- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
- Какое стало мыло? (скользкое) .
- Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .
Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
Пузырик: Размылили мыло, а пузырьков нет!
Воспитатель : Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).
- Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику, какие мы дружные.

Физминутка : Игра «Пузырь»

Надувайся пузырь,
Надувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел ш-ш-ш…
- В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри.
Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри) На что они похожи?
- Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).
- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).
- Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии: в мыльную пену добавить краски).
- А сейчас я предлагаю Вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями.
Пузырик: Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.
Воспитатель : Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).
«Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать».
Пузырик : Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!

Хайдукова Надежда Николаевна,

воспитатель

МБДОУ « ДС « Дельфин» г. Муравленко

стаж работы – 18 лет

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, умение делать выводы, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, в парах, умение обсуждать, договариваться.

Оборудование:

Ноутбук, видео запись мультгероя, магниты на каждого ребенка,(8 шт.) сосуды с водой, подносы с песком, магниты на ниточках, герои смешарики из бумаги, стеклянная доска - 4 шт., скрепки, детали железного конструктора, листы картона для гоночной трассы - 4 шт., карточки с условными обозначениями свойств магнита, гоночные машинки из бумаги, двухсторонний скотч, клей – 8 шт., кружки из цветной бумаги для старта и финиша на каждого ребенка.

Звучит торжественная музыка, входят дети. У каждого ребёнка на груди эмблема магнитных игр с именем.

На экране телевизора ведущий приветствует участников.

Ведущий: Приветствуем вас на Магнитных Играх. Представляем участников команды:

На экране появляются герои м/ф «Смешарики».

Воспитатель: Ребята, вы узнали этих мультгероев, кто это?

(Смешарики)

Воспитатель: Со Смешариками вы знакомы, а вас они не знают. Давайте представимся Смешарикам и нашим гостям.(дети по очереди называют свои имена)

На экране появляются символы детей.

Воспитатель: Теперь и мы в команде смешариков. Нам необходимо пройти несколько испытаний, чтобы получить кубок Победителей Магнитных Игр. Чтобы пройти все задания нам помогут свойстваволшебного камня, который спрятан в этой коробочке. Отгадав загадку, вы узнаете название этого камня:

Этот жадный предмет

Всё железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

(Это магнит.)

Воспитатель: Проверим, верно-ли?

Воспитатель проводит магнитом над коробочкой и к нему притягиваются магниты, лежащие в ней.

Воспитатель: Вы правильно догадались – этот волшебный камень называется магнит. Какими же свойствами обладает магнит, проверим. Возьмите магнит в руки. Осмотрите его, исследуйте, какой он наощупь.

(Тяжёлый, гладкий, холодный, твёрдый, чёрного цвета )

Воспитатель: Отметим на доске свойства, которые мы назвали.

(Из предложенных карточек, дети выкладывают необходимые карточки на магнитной доске)

При необходимости (наличии спорных карточек) ведётся обсуждение

Воспитатель: Магниты-помощники у нас в руках, приступаем к соревнованиям. Наши смешарики готовы. Первое задание – добраться до вершины стеклянной горы.

Воспитатель демонстрирует фигурки смешариков, на спине у каждого металлическая деталь, которую дети пока не видят

Ведущий (на экране монитора): Внимание, внимание необходимо выбрать снаряжение для участников игры. Используйте для этого магнит, он притянет нужное снаряжение.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки магнит и проведите над каждым из предметов.

Дети проводят магнитом над предложенными предметами.

Воспитатель: Максим, какой предмет притянул твой магнит?

(Скрепку)

(Воспитатель задаёт аналогичный вопрос каждому ребёнку)

Воспитатель: Почему магнит притянул именно эти предметы, а другие нет?

(Потому что одни предметы сделаны из металла, а другие нет)

Воспитатель задаёт дополнительные вопросы о свойствах предложенных предметов.

Воспитатель: Почему не прилип ластик?

(ластик резиновый) и.т. п

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

(магнит притягивает только железные предметы).

Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе металлические предметы называется магнетизм.

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.

Воспитатель : Итак, снаряжение смешариков готово к первому заданию.

Воспитатель демонстрирует обратную сторону фигурок смешариков, на спине у каждого металлическая деталь

Воспитатель: Ваша задача – помочь смешарикам взойти на вершину горы от старта до финиша по намеченному пути, используя магнит.

Воспитатель: Как мы это сделаем?

(рассуждения детей, показ выполнения задания одного ребёнка)

Вспомогательные вопросы:Из какого материала снаряжение на спине у смешариков?

(из металла)

Воспитатель: Сможет-ли магнит притянуть смешарика через стекло? Попробуем.

Поставьте смешариков на старт. Внимание, начинаем двигаться к финишу.

Во время подъёма на гору (дети двигают смешариков через стекло,используя магнетизм имитируя восхождение на гору) воспитатель может обратить внимание на название данного вида спорта (альпинизм, альпинисты)

Воспитатель: Молодцы! Первое задание мы прошли.

Воспитатель: Сделайте вывод, как нам помог магнит?

(Притянул смешариков сквозь стекло)

Воспитатель: Внимание, следующее задание. Нам пришло видео сообщение от Пина.(герой смашариков)

(На экране появляется анимационное видео сообщение, в котором Пинсообщает, что начал изобретать машину для автогонок, но ему понадобятся для этого различные детали.Пинпросит смешариков и вас, ребята, найти детали под водой и в песке.

Воспитатель демонстрирует ёмкости с водой и песком, магниты на ниточках. На дне ёмкости с водой просматриваются детали металлического конструктора.

Воспитатель: Нам нужно помочь смешарикам, не замочив и не испачкав своих рук, достать детали. Как мы можем это сделать?

(Дети высказывают свои идеи: опустим магнит на ниточке в воду, проведём магнитом над песком)

Воспитатель может задать вспомогательный вопрос: Как вы думаете, сквозь воду и песок будет действовать магнетизм? Проверим.

Каждый ребёнок пробует выполнить задание с водой и песком.

Воспитатель: Задание выполнено, все детали найдены. Ребята, сделайте вывод, как нам помог магнит выполнить это задание.

(Магнит притянул детали через песок и стекло)

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.

Воспитатель: Теперь нужно добавить недостающие детали к машинкам и подготовить гоночные трассы. Нужно взять полоску двухстороннего скотча, отклеить защитную плёнку и приклеить к машинке, прикрепить к скотчу металлическую деталь. Эта машинка готова. Теперь с одной стороны картона нужно приклеить старт, а с другой финиш. Трасса готова. Предлагаю вам найти себе пару и вместе изготовить машинки и трассу, договоритесь кто, что будет делать.

Дети договариваются о совместном выполнении задания, распределяют между собой работу и изготовляют настольную игру «Автогонки», воспитатель предлагает поиграть в гонки.

Воспитатель: Ребята, Магнитные Игры подошли к концу. Команде смешариков и детей вручается победный кубок.

Воспитатель вносит кубок.

Воспитатель: Скажите, какое задание вам понравилось больше всех? Какие свойства магнита помогли вам выполнить задания? Как свойства магнита могут помочь нам в жизни?

Воспитатель: Смешарикам тоже понравилось с вами играть. Они подружились с вами и решили остаться в нашей группе. Посмотрите, какие чудесные домики я для них приготовила. Теперь можете поиграть с ними.

Воспитатель демонстрирует магнитное панно «Страна Смешариков», которое можно использовать для сюжетных игр.

Литература:

Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М., 2013.

Исакова Н.В Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.,2013

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.

Цели:

— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;

— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи :

— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

— развивать любознательность, речь;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

(чтение загадки сопровождается шумом воды)

Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети: Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Опыт №4 «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт №5: «Вода – растворитель».

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт №6: «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети: Горячий.

Воспитатель: Какая в нем вода?

Дети: Горячая.

Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно обжечься.

Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)

Опыт №8: «Вода имеет вес».

Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода). Вода имеет вес.

Итог:

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды )

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

г. Нелидово Тверской область, Россия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно - эстетического направлений развития воспитанников № 000 г. Челябинска

Электростальская ул., 24, г. Челябинск, 454031,тел./,

E-mail: *****@***ru

Всероссийский

фестиваль педагогического творчества

2014/15 учебного года

Педагогические идеи и технологии:

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность»

Выполнила:

Альменева Маргарита Фаритовна

Воспитатель

МБДОУ ДС № 000 г. Челябинска

Челябинск

Программное содержание:

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».

Образовательные:

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силы , магнитное поле, магнит .

Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.

Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.

Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Развивать грамотную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.

Воспитательные:

Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время групповой формы работы.

Воспитывать чувство коллективизма.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа.

Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.

Просмотр видеоматериалов. Мультсериал «Фиксики». Магнит.

Оборудование и материалы. Магниты. Металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди. монетки. Таз с водой. Деревянные предметы: карандаш, палочка прямоугольная: Листочек от комнатного растения . Заготовки для схем.

Воспитатель предлагает детям провести эксперименты с магнитами и проверить его свойства.

Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Воспитатель объясняет детям, что у каждого магнита два полюса. Плюс и минус т. е одна сторона притягивает, другая отталкивает. Невозможно найти магнит с одним полюсом.

Сортировка предметов.

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

А всё ли притягивает магнит?

У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы, таким образом, при помощи магнита разделив их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом.

Игра-опыт «Не замочив рук»

Действует ли магнит через другие материалы. - А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из таза с водой, не замочив рук? - Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке таза.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через пластмасс?

Игра «Рыбалка»

А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
-Я провел над тазом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магниты-держатели в уголке природы).
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

Фотоматериалы

Опыт

«Всё ли притягивает магнит?»

https://pandia.ru/text/80/291/images/image006_58.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0302.jpg" width="621 height=825" height="825">

Игра «Рыбалка»

Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства и признаки воды»

Программное содержание:

Совершенствовать знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная)).

Цель исследования:

– способствовать развитию у детей познавательной активности,

Любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Развитие диалогической речи у детей.

Развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие тактильных ощущений.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: вода, молоко, рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, палочки (чайные ложки)песок, деревянные кубики.

Ход Непосредственно Образовательной Деятельности

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите, ребята, для чего нужна вода человеку? (ответы детей).

Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.

Опыт №1. Прозрачность воды .

Перед детьми стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы».

Дать детям два стаканчик и тарелочку. Предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелочку

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Дать детям потрогать деревянный кубик.

Воспитатель : Ребята, какую форму имеет кубик?

Дети: Квадратную.

Воспитатель: А вода имеет форму?

Дети: Нет

Словесная игра «Вода, какая…»

В море вода какая? – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть песок, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось?

Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Песок тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Итог: Ребята, вы запомнили свойства воды? Перечислите:

Вода - прозрачная.

Вода – жидкая, не имеет формы

Вода растворитель.

Фотоматериалы

https://pandia.ru/text/80/291/images/image008_38.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0231.jpg" width="337" height="351">

Опыт №1. Прозрачность воды .


Опыт №1. Прозрачность воды .

Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы»

Опыт 3. «Вода – растворитель»

НОД с элементами экспериментирования в средней группе

Тема: «Металл, его качества и свойства».

Образовательная область: «Познание».

Цели:

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Материалы.

Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.

Словарная работа.

Металл, металлические предметы, магнит, притяжение.

Предварительная работа.

Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, послушайте загадки:

Сам худ, голова с пуд.

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет.

Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?

Дети. Эти загадки о молотке.

Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?

Дети. Молоток сделан из металла. Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.

Педагог. В далекие времена молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Педагог стучит молотком по металлическому предмету.

В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя.

Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Педагог.

Во – первых, здравствуйте.

Кузя. Здравствуйте, где что горит?

Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?

Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.

Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. Педагог. Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.

Опыт № 1.

Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.

Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?

Кузя. Да я и сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.

Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических.

Игра «Наведи порядок в сундуке».

Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?

Ответы детей.

Кузя. А я тоже знаю такие предметы!

Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?

Кузя (задумывается). Стул.

Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.

Опыт № 2.

Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

Опыт №3.

Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.

Кузя (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!

Опыт №4.

Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.

Педагог. Кузя, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.

Опыт №5.

Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.

Педагог. Что произошло и почему?

Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.

Педагог. Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

Дети. Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

Кузя. Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх