Начиная с какого возраста человек становится необучаемым. Что делать, если ваш ребенок необучаем? Лучшая награда - родительское одобрение

Вы когда-нибудь замечали, что ваше чадо испытывает проблемы с обучением - никак не научится решать задачи, не понимает правила правописания, не может связно высказывать мысли, писать, читать, внимательно слушать? Мешают ли данные признаки процессу обучения и как сильно они проявляются? Может быть, малыш не может сконцентрировать внимание на какой-либо теме и поэтому со стороны кажется, что он все время витает в облаках?

Ваш ребенок не одинок в этом. От необучаемости страдают многие дети школьного возраста.

Ниже перечисляются признаки и описываются причины необучаемости ребенка
1. Необучаемость как недуг.
В большинстве случаев, признаки возникают в легкой форме. В связи с этим зачастую необучаемость удается определить лишь спустя некоторое время. У одних детей встречается несколько видов необучаемости, у других - один вид.
Как говорят психологи, существует немало причин появления необучаемости. Какие-то из них можно выявить, какие-то - нет. Порой нарушения связаны с неверным развитием головного мозга, которое объясняется генетическими факторами. Данное нарушение может вызвать употребление наркотиков или алкоголя при вынашивании крохи. Не надо исключать неблагоприятную экологическую среду.
2. Иные причины необучаемости.
Перенесенные в детстве заболевания, травмы или несчастные случаи.
Преждевременные роды.
Расстройство нервной системы.
Запаздывание в развитии.
Перенесенное матерью при беременности заболевание или несчастный случай.
3. Диагностика необучаемости.
В детском саду или школе может случиться ситуация, когда малыш должен следовать указаниям педагога. Порой он не понимает речь и письмо. Необучаемость становится явной, когда по мере взросления чада отставание не проходит. Существуют всевозможные способы диагностики каждой формы необучаемости.
4. Формы необучаемости.
Нарушение языковых и речевых навыков. В большинстве случаев, дети «перерастают» его. Страдающие этим расстройством малыши отличаются следующим.
Ребенок понимает только маленький процент устной речи, не реагирует или неверно реагирует на услышанное (расстройство рецептивных функций).
Неверно называет предметы или неверно применяет слова, когда выражает мысли (нарушение речевых функций).
Неверно произносит звуки (нарушение артикуляции).
Нарушения, связанные с обучаемостью малыша. Ребенок намного медленнее своих ровесников учится читать, считать и писать.
Расстройство чтения или дислексия. Это проблемы, связанные с языком. Под этим понимаются затруднения в восприятии и произношении речи, в чтении. Появляется большой разрыв между действительными результатами обучения и учебным потенциалом.
Расстройство письма или дисграфия. Ребенок не осваивает элементарные правила правописания.
Расстройство счета или дискалькуляция. Ребенок не понимает математические правила или не справляется с задачами.
Расстройство общей моторики и координации движения. К примеру, малышу неудобно прыгать и бегать, трудно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, писать, вырезать, раскрашивать картинку.
Невербальное расстройство. Малышу трудно осмысливать визуально-пространственную и невербальную информацию. Это влечет за собой ослабление зрительной памяти и математических способностей, проблемы с распознаванием образов, нарушения координации движений.
Расстройства внимания. Неспособность сосредотачивать внимание отрицательно воздействует на успеваемость ребенка и отвлекает его от занятий.
5. Как помочь?
Диагноз «необучаемость» не указывает на отсутствие умственных способностей чада. В принципе, в этом случае интеллект малыша может быть достаточно высоким. Он не отличается от других детей, просто не владеет некоторыми навыками.
При коррекции необучаемости медикаментозное лечение бесполезно. Ребенку может помочь только специальное обучение и родительское внимание. В некоторых школах есть особые программы обучения для необучаемых и плохообучаемых детей. Спустя некоторое время чадо сможет приобрести необходимые навыки, догнать сверстников и преодолеть свои недостатки.

Если ребёнок испытывает огромные трудности с учёбой: делает ошибки при письме, плохо считает, не спешите обвинять его в лени и невнимательности.

Есть понятие «необучаемость ребенка в школе», но пусть оно вас не пугает. Необучаемость не значит, что ребёнок не сможет учиться. Это означает, что вам надо уделить ему больше внимания.

Необучаемость - это несоответствие интеллекта и навыков, то есть о фактическом развитии ребёнка она не говорит. Напомним, что такой диагноз ставили в своё время А. Эйнштейну и У. Черчиллю.

Количество необучаемых детей составляет 5 % от общего числа школьников. Проявляется необучаемость уже в раннем детстве. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, с трудом набирает словарный запас. В детском саду такой ребёнок часто путает простые слова, коверкает слова, делает грубые ошибки при чтении, письме и счёте, тяжело осваивает новые навыки, не умеет планировать свои действия, страдает плохой координацией движений.

В начальной школе необучаемый ребёнок плохо запоминает материал, с трудом заводит друзей, получает плохие оценки. Трудности с учёбой могут быть трёх видов.

  1. Дислексия - нарушение чтения. Дислексикам трудно читать, произносить и воспринимать речь, а также выражать свои мысли.
  2. Дисграфия - расстройство письма, неспособность усвоить простейшие правила языка.
  3. Дискалькулия - сложности при счёте, непонимание математических правил.

Психологи отмечают у детей также расстройство координации (ребёнку трудно раскрашивать картинки, завязывать шнурки, вырезать и т.д.). Даже учась в среднем звене, необучаемые дети плохо запоминают, медленно делают задания, избегают всего, что связано с чтением и письмом, не могут понять прочитанное, особенно абстрактный материал.

На сегодняшний день известно, что необучаемость - не черта характера, не вина ребёнка, это следствие неправильной обработки информации мозгом.

Не так всё просто

Единой причины необучаемости не существует. Безусловно, играют роль генетические особенности. Вероятно, что у кого-то из близких родственников ребёнка были аналогичные трудности.

Другая предпосылка - особенности функционирования мозга. Чтение и восприятие информации на слух - не такие уж простые процессы. Быстрый и точный анализ звуков - залог успешного обучения.

Этот анализ происходит во внутреннем ухе - улитке. Если на этом начальном этапе начинается сбой, появляется дислексия. Например, некоторые звуки имеют похожие частоты - «Б» и «П», «Д» и «Т». Дислексику трудно различить эти звуки.

Чтение требует синхронной работы глаз и ушей. Ребёнок видит буквы, его уши идентифицируют соответствующий звук (даже если он читает про себя). Глаза идут от буквы к букве, а улитка переводит буквы в звуки. Обе эти операции должны происходить синхронно. Если промежуток времени между операциями увеличивается, глаза и уши работают не слаженно. Буква без звука остаётся немой, в мозге не появляется её значение.

Есть ещё одно условие. Все люди имеют доминантное ухо - правое или левое. «Правши» анализируют информацию быстрее, чем левоухие. Соответственно и обучаются они легче. Почему? Правое ухо связано с левым полушарием, в котором происходит обработка языка. Если лидирует левое ухо, то информация попадает сначала в правое полушарие, где нет языкового центра, и затем переправляется в левое. Информация поступает к таким людям с опозданием и не полная - высокочастотные компоненты (те, что нужны для различия «Б» и «П») теряются «по пути».

Успех возможен!

Интеллект у необучаемого ребёнка может быть выше среднего. Просто ученик не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Но важнее не оценка, а истинное развитие ребёнка. Поэтому ни в коем случае не внушайте ученику, что он неполноценный и никогда не достигнет успеха.

Обследование при необучаемости включает:

  • медицинский осмотр ребёнка, чтобы исключить расстройство слуха и зрения;
  • беседу с ребёнком, наблюдение за его поведением;
  • психологическое тестирование;
  • оценку речевого развития, заключение логопеда;
  • оценку развития мелкой моторики, мышечного тонуса и координации движений.

После проведённых мероприятий медико-педагогическая экспертиза выносит заключение и даёт рекомендации по коррекции необучаемости. Коррекционные классы есть сегодня в каждой школе. В таких коллективах у ребёнка не возникает отчуждённости от сверстников. Победить необучаемость можно, но нагрузка должна быть посильной.

Такому ребёнку нужно особое внимание со стороны родителей. Помогут специальные программы обучения, адаптированные к способностям детей в зависимости от проблемы. Наука постоянно изучает работу мозга, появляются методики, улучшающие процесс обучения. Например, недавно учёные открыли нейропластичность - это природная способность мозга преобразовывать клетки в ответ на опыт и обучение. Мозг можно и нужно тренировать.

Очень эффективен метод Томатис. Это особые аудио-вокальные тренировки, которые могут научить отчетливо слышать звуки. Со временем ребёнок может преодолеть свои недостатки и с успехом догнать и даже перегнать сверстников.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Необучаемость у детей

Необучаемость как серьезное расстройство. Причины формирования необучаемости. Диагностика необучаемости. Виды необучаемости. Помощь.

Иногда родители замечают, что их ребенок сталкивается с проблемами в обучении – невнимательно слушает объяснения педагога, бессвязно выражает собственные мысли, с трудом усваивает правила орфографии и никак не может осилить решение математических задач. Безусловно, подобные симптомы серьезно мешают процессу обучения.

Если и ваш ребенок столкнулся с такими трудностями, поверьте – вы не одиноки. По статистике, каждый десятый ребенок страдает от особенного расстройства – необучаемости. Примерно 20% из них имеют сложности с концентрацией внимания.

Симптомы необучаемости, как правило, обнаруживаются в легкой форме, по этой причине это расстройство выявляется слишком поздно.

Специалисты считают, что имеется множество причин для формирования необучаемости. Однако не все из них можно верно установить. Иногда расстройства связаны с патологией головного мозга, зависящей от генетических аспектов. Употребление наркотических препаратов и алкоголя в период беременности также способствует развитию необучаемости.

Кроме того, выделяют и другие причины формирования необучаемости:

  • травма, несчастное происшествие или заболевание, которое перенесла мать в процессе беременности;
  • расстройства нервной системы, например, при удовлетворительном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает звуковую или зрительную информацию;
  • роды раньше положенного срока, а также заболевания, перенесенные ребенком после рождения;
  • вынашивание беременности и развитие ребенка в экологически неблагоприятной обстановке;
  • травмы или серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.

Диагностика необучаемости
В начальных классах или в детском саду педагог может заметить, что ребенок не следует необходимым указаниям или реагирует на общие требования неожиданным образом. Например, ребенок может не справляться с элементарными навыками письма, не воспринимает устную речь, не может составить пересказ услышанного или прочитанного текста.
Необучаемость становится очевидным фактом, если отставание в обучении не проходит самостоятельно по мере взросления. Необучаемость диагностируют различными методами. Ребенка считают необучаемым после обязательного проведения необходимых тестов.

Статья о том, на день рождение, свадьбу или юбилей.

Виды детской необучаемости
Нарушения в формировании языковых и речевых навыков. Это распространенное нарушение, однако, большинство детей успешно его «перерастают». Ребенок, страдающий этим нарушением, отличается от сверстников следующим:

  • неверно выговаривает некоторые звуки - нарушена артикуляция;
  • неверно применяет отдельные слова для выражения собственных мыслей – нарушены речевые функции;
  • воспринимает только небольшой объем устной речи – нарушение рецептивных функций.

Другие расстройства, связанные с необучаемостью ребенка:

  • дислексия или расстройство чтения. Ребенок, страдающий дислексией, испытывает трудности связанные с чтением, произношением и восприятием речи. В результате появляется катастрофический разрыв между учебным потенциалом ребенка и его истинными итогами в обучении;
  • дисграфия или расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую природу, ребенок испытывает сложности, связанные с написанием букв, усвоением правил орфографии, поэтому он делает грубейшие ошибки даже в простых словах;
  • дискалькуляция или расстройство счета. Ребенок не может самостоятельно справиться с задачами по математике, не понимает математические правила;
  • нарушения координации движений и моторики: ребенок не в силах справиться с действиями, требующими от него координации определенных групп мелких и крупных мышц. Например, с трудом раскрашивает рисунок, застегивает пуговицы и др.;
  • невербальные нарушения: ребенку непросто дается усвоение визуально-пространственной и невербальной информации. Это выражается в виде слабых математических способностей и сниженной зрительной памяти;
  • нарушения концентрации внимания негативно влияют на школьную успеваемость. Этот вид расстройства лишь условно относится к необучаемости.

Как помочь ребенку
Постановка диагноза не имеет отношения к умственным способностям ребенка. При необучаемости по показателям интеллекта ребенок не уступает сверстникам, просто он не может овладеть отдельными навыками, которые необходимы для успешного школьного обучения. Родители должны понимать этот нюанс и не внушать ребенку мнение о его неполноценности.
Медикаментозная терапия не дает коррекционного эффекта при необучаемости. Очевидные улучшения могут возникнуть при чутком отношении родителей и специальном обучении в учреждениях, адаптированных к способностям и нуждам ребенка. Существуют специальные учебные программы, разработанные для неообучаемых детей. Занятия по этим программам позволят ребенку преодолеть проблему необучаемости и догнать ровесников.

Необучаемость как заболевание Приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением - не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?

В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».

Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.
Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.
Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:

* Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности

* Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками

* При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.

* Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения

* Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде

* Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве
Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.
Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:

* Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).

* Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).

* Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих ровесников.

  • Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.
  • Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.
  • Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Есть и другие нарушения - если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.
Как помочь

Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх