Кормление грудью и развитие психики ребенка. Психологические аспекты длительного грудного вскармливания Что дает кормление грудью матери с точки зрения психологии

Период грудного вскармливания сам по себе может стать ответом на вопрос, от чего может быть психическое расстройство у молодой мамы. По мере наблюдения за тем, как проявляются психические расстройства, врачи выявили, что послеродовой период, сопровождающийся кормлением грудью, может стать причиной появления изменений в психоэмоциональной сфере.

Такие психоэмоциональные нарушения называют послеродовыми. Также, они известны, как психозы периода лактации. Частота таких психозов составляет от 6-ти до 16-ти случаев на каждые 10000. По мнению других специалистов, этот диапазон шире - 10-50 случаев.

Послеродовые психозы являются наиболее серьёзной формой расстройства и с трудом поддаются лечению. Их могут вызвать:

  • гормональные проблемы,
  • недостаток или нарушение витаминного баланса,
  • проблемы со здоровьем малыша,
  • материальные сложности,
  • появление на свет ребенка в результате нежеланной беременности и т. д.

В отдельных случаях психозы и прочие психические расстройства периода лактации представляют собой не выявленные ранее отклонения врождённого или приобретенного характера.

Симптомы

Наиболее распространенный вид психических расстройств у кормящих мам - это психоз. Он проявляется в период с 4-й по 6-ю неделю после появления на свет ребёнка. Психозы периода лактации могут протекать в рамках трех вариантов синдромов, а именно:

  • аментивного,
  • кататонического,
  • астенодепрессивного.

Первые признаки нарушения - это астенические проявления расстройств. Кормящая мама рассеяна, не способна сконцентрировать внимание. У женщины начинаются сложности с принятием решений, ориентировкой как в сложных, так и в обычных бытовых ситуациях. Кормящая мать не справляется с простейшими повседневными задачами и, понимая это, старается компенсировать недостаток времени, сокращая часы, выделенные на сон и отдых. Одновременно с этим можно распознать признаки фиксационной амнезии, которая выражается в том, что женщина забывает, зачем пришла в ту или иную точку, куда положила нужные вещи, когда последний раз кормила ребёнка и т. д.

Аметивный синдром характеризуется серьёзными нарушениями интегративных функций. Кормящая мама не различает окружающие её предметы, людей, даты, события и др. В то время как эта стадия заболевания только начинается, состояние кормящей мамы может улучшаться после качественного отдыха. Такие периоды стабилизации проявляются с определенной периодичностью и, в дальнейшем, становятся короче, приводя к расстройству сознания, вплоть до субкоматозного.

В некоторых случаях, в период кормления грудью, у молодой мамы можно определить депрессивный синдром. У женщины отмечается вялость, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, расстройства режимов сна и приема пищи. Кормящая мама может обвинять в себя в неспособности выполнять роль матери и супруги. Ребёнок кажется ей чужим, но, вместе с тем, она по-прежнему ощущает ответственность за малыша. Безразличие к ребёнку больше является искусственным и усугубляется из-за постоянного самообвинения.

Диагностика психического расстройства у кормящей

Для того чтобы диагностировать заболевание, необходимо изучить клиническую картину и провести динамическое наблюдение за кормящей мамой. Лабораторные анализы, как правило, не назначаются, за исключением случаев, когда расстройства вызваны гормональным дисбалансом. Для постановки точного диагноза обязательно ознакомление с историей болезней и психологических травм.

Осложнения

Первое, чем опасно психическое расстройство - это изменение поведения, нарушение психоэмоционального состояния кормящей мамы, риск перетекания в глубокий психоз. В случае, когда речь идёт о затяжной депрессии, расстройство может привести к суициду.

Лечение

Что делать с психическими расстройствами периода грудного вскармливания зависит от вида и формы заболевания. Если рёчь идет о реактивных психозах, первая помощь заключается в устранении психогенного раздражителя. В некоторых случаях лечить психоэмоциональные нарушения можно только в стационарных условиях.

Что можете сделать вы

Нельзя относиться с пренебрежением к симптомам заболевания, считая их ленью, капризами и др. Уже при обнаружении первых признаков расстройства, нужно обратиться к специалисту для назначения медикаментозной или иной терапии.

Что делает врач

Задача врача - полностью вылечить психические расстройства у кормящей мамы и не допустить усугубления ситуации. Для этого назначаются:

  • Консервативная медикаментозная терапия. Врач определяет комплекс психотропных препаратов в соответствии с состоянием пациентки. Дополнительно используются общеукрепляющие средства.
  • Психотерапия. Крайне желательно проведение психотерапии не только с кормящей мамой, но и с остальными членами семьи в целях укрепления отношения внутри семьи, создания комфортных бытовых и психогигиенических условий.
  • Физиотерапия. В случае, когда речь идёт о расстройствах умеренной степени выраженности, могут назначаться физиотерапевтические процедуры. Например, массаж, ЛФК, плавание, групповые занятия и др.

При наличии подозрения на депрессивный синдром, врач госпитализирует пациентку и обеспечивает ей строгий постоянный контроль, чтобы предотвратить суицид.

Профилактика

Предотвратить психическое расстройство можно, используя комплекс мероприятий по подготовке женщины к периоду ухода за ребёнком и грудному вскармливанию. Важно окружить кормящую маму заботой, оказывать ей необходимую поддержку. Огромное значение имеет соблюдение режима сна и питания.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у кормящих мам. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг психическое расстройство у кормящих мам, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у кормящих мам. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у кормящих мам, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у кормящих мам и не допустить осложнений. Будьте здоровы!

Очень много сейчас пишется о проблеме грудного вскармливания, о том, что все меньше женщин кормят грудью своих малышей. Общество, разрушив традиционно большие семьи, отправив женщину из семьи на производство, сделало “слабый пол” более сильным, но вместе с тем менее приспособленным к материнству.

Современная молодая женщина, ждущая или уже родившая своего первенца, оказывается в центре некоего ажиотажа вокруг темы грудного вскармливания.

С одной стороны, родная мама, вздыхая, говорит: “Ты знаешь, дочь, ведь у меня было совсем мало молока, и у тебя, наверное, не будет…”

С другой стороны, врач женской консультации или педиатр с профессиональной уверенностью заявляет, что залог здоровья ее ребенка – в ее руках, а точнее – в ее груди, ведь грудное молоко так полезно для растущего организма.

С третьей стороны, пропагандисты грудного вскармливания очень эмоционально борются за естественное питание для малыша и против всех искусственных смесей, и слушая их, некоторые молодые женщины, которые не смогли кормить грудью, испытывают чувство неполноценности.

Наконец, с четвертой стороны, лучшая подруга, у которой малышу больше года, говорит, что смесей огромный выбор, покормить из бутылочки могут и папа, и бабушка, а маме совершенно необязательно быть привязанной к малышу все 24 часа в сутки.

Высказывания каждой из сторон вызывают в женщине разные чувства – то тревогу и неуверенность, то радость и надежду. Мне как психологу очень хочется поддержать эту молодую маму и сказать ей: “В любом случае – будешь ли ты кормить ребенка грудью или нет – только ты сможешь быть для него самой лучшей мамой. Главное, чтобы, наряду с заботами и тревогами, в твоем материнстве было много радости!”

Действительно, психологические исследования показывают, что самые благополучные дети вырастают у мам, которые, ухаживая за младенцем, получали от этого удовольствие. Мне не хотелось бы, чтобы у читательниц этой статьи сложилось мнение, что я против грудного вскармливания. Я – за, уже только потому, что это естественно, а у того, что естественно, всегда прочные основы. Но у любой агитации (в данном случае – исключительно за грудное вскармливание) всегда имеется оборотная сторона – любое действие в конечном итоге ведет к противодействию.

Без сомнения, уже в прошлом веке большое количество людей выросло и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие способы испытывать физическую близость с матерью, что как раз и является основой здорового развития личности.

Вместе с тем, я сожалею каждый раз, когда мать не смогла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: и мать и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не о болезнях, а о таких вещах как богатство личности, сила характера, способность испытывать счастье, а также способность восставать и бунтовать.

Итак, грудное вскармливание естественным образом удовлетворяет потребности новорожденного и ребенка первого года жизни. Зная эти потребности, мама может удовлетворить их и в условиях искусственного вскармливания. Какие же это потребности?

Для начала давайте вспомним о том, чем отличается внутриутробная жизнь от жизни новорожденного с точки зрения сытости. Когда малыш находится в животике у мамы, к нему непрерывно поступают питательные вещества. Даже если женщина временами плохо питается (по причине токсикоза, например), плод все равно получает все необходимое из запасов ее организма.

После рождения, а точнее – после того как из плаценты перестает поступать кровь к малышу, он через некоторое время начинает испытывать дискомфорт. Малыш еще не знает, что этот дискомфорт называется голодом, и ему от этих ощущений очень тревожно: ведь он не знает, может ли его что-нибудь спасти.

И вот он получает мамину грудь, высасывает несколько капель молозива и понимает, что он спасен. Голод уходит, дискомфорт сменяется комфортным состоянием. Но вот малыша понесли обрабатывать, взвешивать, пеленать – снова новые ощущения, снова страшно! Вернули к маме – вот она, грудь, так чудесно пахнет мамой. Малыш снова берет сосок в рот, сосет, успокаивается. И вот малыш сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно, – ведь для него все эти ощущения пока новые и дискомфортные.

А еще маленький ребенок совсем не умеет ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как только ему это необходимо. И если мама рядом, если она дает грудь каждый раз, как малыш забеспокоился, то через некоторое время (от нескольких дней до 3-4 месяцев) ребенок начинает доверять маме, ведь основная психологическая задача первого года жизни – формирование базового доверия к миру.

Да, во время такого простого действия, как кормление грудью, закладывается способность взрослого человека переживать сложные и тяжелые события своей жизни, верить, что они закончатся, обращаться за помощью к другим людям.

Еще одна способность, которая формируется во время кормления малыша, – это способность получать удовольствие от процесса и от достижения цели. Вот маленький ребенок, он голодный, напряжение растет: сначала он просто беспокоится, потом начинает плакать и в конце концов громко кричит. Но вот мама дала грудь. Сначала малыш сосет быстро, жадно, судорожно сглатывая. Потом, когда проходит ощущение голода, сосание становится более медленным, на рожице малыша появляется выражение удовольствия – и вот малыш наелся и отвалился от груди. Какое блаженство!

И для ребенка, и для его мамы это – высший момент нежности и эмоциональной близости, к которому хочется возвращаться в течение всей жизни.

Однако некоторые мамы недооценивают это состояние, начинают сразу тормошить малыша, отвлекать его или отвлекаться самим. И как часто в нашей жизни мы видим людей, которые не умеют получать удовольствие от своих дел, будь то домашняя работа или профессиональная деятельность, а достигнув какой-либо цели, тут же отвлекают себя новыми делами – вместо того, чтобы насладиться достигнутым.

Еще одна потребность ребенка – потребность в телесном контакте. В мире животных существует такой факт: если, например, кошка тщательно не вылижет своих котят после рождения, они умрут от недостатка телесного контакта.

Так и новорожденный и даже подросший ребенок нуждается в прикосновениях, поглаживаниях, в ношении на руках . Малыш получает это в достаточном количестве, когда мама пеленает его и кормит грудью, потому что если ребенок не находится круглые сутки в памперсах и не вскармливается из бутылочки, его так или иначе приходится часто брать на руки и трогать.

Но вот случаются не очень приятные моменты – малыш кусает грудь: мягко прикусывает ее или, крепко уцепившись за сосок, треплет ее, как рассерженный щенок. Что это такое?

Это первая агрессия ребенка по отношению к маме. Какая она незначительная по сравнению с той, что маме придется перетерпеть от своего растущего и взрослеющего ребенка!

Пережить эти укусы бывает сложновато, особенно если ребенок первый, и мама не знала, что так может быть. И тем не менее, ойкая, морщась и нежно сердясь, женщина переживает эти нападки и не отбирает у малыша грудь. Таким образом, он получает еще один важный опыт – мир не рушится оттого, что я на него злюсь, мама принимает и любит меня в любом состоянии. Доверие к миру укрепляется и появляется чувство благодарности дающему.

Мы рассмотрели основные психологические потребности ребенка первого года жизни, и в основном речь шла о той ситауции, когда мама кормит малыша грудью. Что можно посоветовать мамам, которые – в силу тех или иных причин – вскармливают малыша искусственно?

Практически то же самое. Почаще берите малыша на руки, кормите из бутылочки, держа ребенка у груди, по крайней мере в первые месяцы кормите не по расписанию, а тогда, когда малыш забеспокоится, не прерывайте телесного контакта сразу после кормления – пусть кроха понежится еще какое-то время у вас на руках. Если вы заметите, что малыш злится на бутылку, яростно грызет соску, не забирайте ее. Если бутылка случайно разобьется на глазах у малыша, быстро принесите новую.

И еще один момент: если ребенка кормят из бутылки, женщину может посетить мысль, что ребенок не так уж в ней и нуждается, ведь бутылку может дать любой: папа, няня, бабушка. Совет: не злоупотребляйте этой возможностью в первые 6-8 месяцев, потому что в это время любой ребенок нуждается в том, чтобы о нем заботилась именно мама.

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери - не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» - из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь - если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам - это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит - не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» - то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» - дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи - ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» - думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) - с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» - сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» - превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что "самое главное счастье в жизни - это когда мама рядом".

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» - эта концепция действительно весьма актуальна.

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко - своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции - полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.


В данной статье я вероятно несколько меньше акцентировал внимание на положительных аспектах грудного вскармливание и на важность образования положительной связи в диаде «мать-дитя», надеюсь что многие, что даже – «большинство» читателей и читательниц это прекрасно понимают.
Как резюме – вновь повторю – «до года – да, очень желательно, а после года по возможности постепенно сворачивать». Причём инициатива должна происходить именно от матери – ведь должен же кто-то «один из двоих» в этой самой диаде взять на себя нормальную «взрослую», «осознанную» ответственность.

Пётр Юрьевич Лизяев

Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник - запрещён.

Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.

Было проведено множество экспериментов. Ребенка кормили в соответствии с последними открытиями медицинской науки. Ему давали молоко из соски, делали необходимые прививки. У ребенка при этом было все, но не было материнской ласки. Развитие малыша стало затормаживаться, и он начал болеть. В чем же дело? Ведь у него было все, что давала бы ему мать.

В Германии во время войны многих маленьких сирот направляли в больницы. О детях заботились, им давали все необходимое, но через некоторое время половина малышей умерла, несмотря на научные подходы. Так почему же это происходило? Кто-то из психоаналитиков заметил, что им не хватало ласки, объятий, ощущения своей значимости. Одного питания недостаточно. Нужна была какая-то невидимая пища. Психоаналитик провел эксперимент: попросил всех входящих в комнату, будь то врач, няня или медсестра, уделить хотя бы пять минут на общение и игры с детьми. Вскоре дети перестали погибать и начали расти и развиваться физически и духовно. После этого было проведено еще много экспериментов, и все они подтвердили правильность предположения этого психоаналитика.

Когда мать обнимает дитя, между ними происходит обмен невидимой энергией. Мы называем ее любовью, теплотой. Но не только мать кормит малыша, но и он кормит ее. Они счастливы «друг в друге». Поэтому в материнстве женщина становится самой прекрасной. Не бывает более близкой связи, чем между матерью и ребенком, так как он исходит от матери и является ее продолжением. Больше никто не сможет стать для нее таким близким.

Девять месяцев он был частью вас, составлял с вами одно целое. Ваша жизнь была его жизнью. Все остается таким же и сейчас, так как между вами и вашим ребенком по-прежнему происходит обмен, передача энергии. Действительно, психофизическая связь матери и младенца не прерывается и после родов. Раннее прикладывание новорожденного к груди смягчает родовой стресс, а контакты «кожа к коже» и «глаза в глаза» с матерью способствуют запечатлению ребенком ее образа.

Грудное вскармливание не только удовлетворяет потребность новорожденного в пище, оно усиливает общение матери с ребенком и стимулирует развитие его психики. Для ребенка грудь матери является одновременно источником еды, теплоты и любви. Это происходит в том случае, если мать действительно любит свое дитя. Ребенок чувствует, что его любят, что он нужен своей маме. Новорожденный, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий. И это постепенно формирует у него уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе. Кроме того, если мать счастлива, с радостью кормит ребенка, то он никогда не переедает, потому что доверяет ей, знает, что мама всегда рядом, и он всегда успеет утолить голод. Любимый ребенок всегда здоров, и у него нормальный вес.

При кормлении важны нежные прикосновения, ласковый взгляд и особенно тихий нежный голос мамы, при этом речь ее обладает определенным ритмом, а младенец улавливает его и синхронизирует с ним свои движения. Таким образом, происходит эффективная тренировка координации малыша. До появления на свет он согласовывал свои действия с мамиными. Во время рождения эта гармония была нарушена, произошло разбалансирование работы младенческого организма. Поэтому после появления на свет ребенок должен заново организовывать биоритмы своего поведения таким образом, чтобы они соответствовали внеутробной жизни. Мама помогает крохе именно в этом, когда ежедневно повторяет одни и те же ритуалы ухода за ним.

Любовь на самом деле греет! Если голенького новорожденного приложить к материнской груди, он не замерзнет. Контакт «кожа к коже» и кормление стимулируют у крохи локальное расширение сосудов, дают маленькому человечку ощущение комфорта и защищенности. Уже к шестому дню жизни младенец отличает запах молока своей матери и знает, какой нежностью светятся ее глаза. Исследователи заметили, что кормящая женщина инстинктивно держит лицо примерно в 22,5 см от личика младенца, и заинтересовались, почему происходит именно так. Оказалось, новорожденные различают предметы, находящиеся не далее 20-25 см. Такое расстояние оптимально не только для зрительного восприятия и обоняния, но и для ощущения тепла, исходящего от материнского тела и приносящего покой и блаженство ребенку. Ритмичные движения малыша, взгляд его детских глаз в ответ на голос, на каждый новый жест способствуют тому, что мать помогает ребенку быстрее развиваться физически и духовно.

Когда же мать дает грудь по необходимости, то в ней нет тепла. Если матери не хочется кормить, она стремится поскорее отнять грудь, и для ребенка становится очевидным, что мать его не любит. Малыш понимает, что он нежеланен. В будущем нелюбимый ребенок не будет верить в жизнь и будет чувствовать себя в ней чужим. Доверие становится невозможным, потому что, если он не верил в собственную мать, как же он сможет верить кому- то еще. Он будет полон сомнений, подозрений, будет постоянно находиться в состоянии ожидания, страха, замешательства и будет повсюду видеть в людях врагов и конкурентов.

Ответ психолога:

Здравствуйте, Ольга!

Причина, возможно, в том, что во время второй беременности токсикоз совпал с кормлением грудью. В голове отложилось плохое самочувствие и это связалось с ГВ. Также негатив от родственников закрепил в Вашем понимании связь кормления грудью и нервный стресс.
Все это исправимо.
Первое, Вам надо отделить родственников от вашей семьи. Их влияние, их мнение не должно мешать Вам и мужу строить свою семейную систему. Вы не должны ориентироваться на их мнение, даже если оно вроде как правильное. Запомните, любое человеческое мнение - субъективно, а каждая семья, каждая пара мама-младенец - уникальны, то есть, неповторимы и живут по своей индивидуальной схеме.
Второе. ГВ - обоюдный, двусторонний процесс. Оно должно быть нужным и полезным, не наносить вред обоим его стороным, как маме, так и ребенку. Все мы знаем, что грудное вскармливание полезно для здоровья малыша. Но еще полезнее для ребенка и всей его семьи - это спокойная, уверенная в себе мама.
Третье. Я бы посоветовала обратиться к гинекологу и эндокринологу, чтобы сдать кровь на гормоны. Не желание супружеских ласк, как и бунт против ГВ могут быть признаками нарушения гормонального фона.
Четвертое. Очень важен психологический настрой. Чем больше ваши родственники будут вас "учить", тем больше ваш мозг будет бунтовать против. Поэтому, постарайтесь минимизировать общение и их знание о новой беременности. Сами же найдите школу будущих родителей, курсы для будущих мам и т.п. Посещайте эти курсы. Они очень здорово помогают осознать и принять ребенка и все, что с ним связано.
Пятое. Вы должны быть уверены в том, что делаете. И что делаете это для блага ребенка (детей). Вот тот самый настрой очень часто помогает в ситуации, когда, например, с первым ребенком не получилось наладить ГВ, Одна мама была так уверена, что у нее не будет молока, что оно и пропало в месяц. Зато со вторым ребенком я ее настроила на то, что она будет кормить столько, сколько захочет. Главное, верить в это.
Очень важно при ожидании ребенка принять беременность и самого ребенка таким, какой он есть. Многие мамы так разочаровываются в несоответствии пола своим желаниям, что вообще пропадают материнские чувства, а с ними появляется и отрицание малыша, и не желание кормить его. Это также касается и планов мамы. Например, мама совсем не хотела второго ребенка, она планировала выйти на работу, вернуть красивую фигуру, сохранить форму груди. А "добрые" подруги подливают масла в огонь - кому ты будешь нужна с такой грудью, с животом, ты станешь не красивой ит.п. Гоните таких подальше. Самая красивая женщина это мать! Форма груди, фигура все это вернется. То есть, важно проанализировать свое желание быть мамой, что ему мешает, и откуда оно берет свое начало.

Вообще, конечно, такие проблемы не решаются за один он-лайн ответ. Тут нужно работать и искать причину. Но Вы большая умница, что написали психологу, это значит, Вы видите проблему и хотите решить ее. А значит, у Вас все получится. Удачи!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх