Конспект НОД во второй младшей группе «Матрешек русский хоровод. Тематическое занятие: Матрешки Рисунок хоровод матрешек

Махонина Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ Радуга №1
Населённый пункт: Нижняя Салда
Наименование материала: Комплексное занятие для детей младшей группы
Тема: "Матрёшек русский хоровод"
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Матрешек русский хоровод»

Комплексное занятие

для детей второй младшей группы

составитель Махонина О.В.

Виды

детской

деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Длительность занятия: 20 минут

Цель:
учить рисовать точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выбрать цвет для рисунка; упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе; учить выполнять ритмические движения под музыку.
Планируемые результаты:
Проявляет интерес к выполнению комплекса игровых физических упражнений, эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение «Матрешки», активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русский хоровод», участвует в разговоре с педагогом при знакомстве с матрешкой и в выставке детских работ, слушает
Материал

оборудование:
игрушки (кубики, кукла, матрешки разной величины), мольберт, заготовки матрешек с нарисованным лицом и раскрашенная матрешка, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканы с водой; мешочки, сувенирные матрешки; элементы народных костюмов - сарафаны, косынки, кепки. Запись на USB носителе русской народной музыки «Ах, вы сени мои сени», «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой.
Предварительная работа:
игры с матрешкой, рассматривание узоров на них.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стол, где находятся различные игрушки. Она поочередно показывает их и задает вопросы.
Воспитатель:
Ребята, вы любите свои игрушки?
Дети
отвечают:

Воспитатель:
Давайте их назовем (показывает)
Дети
хором называют: мяч, машина, бубен, кубик, кукла …
Воспитатель.
Есть у нас в группе еще одна игрушка, про которую придумали вот такую загадку:
Загадка
. Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? (матрешка)
Ответ детей.

Воспитатель.
Правильно, это матрешка (достает матрешку). Вот какая она нарядная! Дети рассматривают ее.
Воспитатель.
Ребята, а матрешка пришла к нам в гости необычная, волшебная (гремит)
Как вы думаете, что внутри ее гремит? Обращает внимание детей, что внутри ее что-то есть. Предлагает детям подойти поближе к столу и посмотреть, что же там. Открывает матрешку, а там еще одна и еще. (Шли подружки по дорожке, было их немножечко: две Матрены, три матрешки и одна Матрешечка) Закрепляет знания детей «один-много». А сможете ли вы показать, где самая большая, а где самая маленькая матрешка? (дети показывают) Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель.
Матрешки проказницы, веселые подружки очень любят играть в прятки. Игра «Прятки» У меня в трех мешочках лежит по одной матрешке. Кто сможет на ощупь отыскать самую маленькую? (дети выполняют задание) Какие молодцы! С этим заданием вы справились. А справитесь ли вы с еще одним? Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят деревянные заготовки матрешек.
Дело в том, что к нам в детский сад привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них (показывает заготовку матрешки). И лицо нарисовано, и платочек раскрашен, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек (показывает на игрушки) такие красивые наряды. Поможем подружкам? Дети. Да! Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие» Были маленькие мы пальцы согнуты, прижаты к ладони Стали вдруг большие расправить пальцы, растопырить Шалунишки, шалуны движение «фонарики» А дружные какие! Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты. Дети садятся за столы.
Воспитатель.
Здесь матрешки стоят, и на вас они глядят. Вы матрешку выбирайте, сарафанчик украшайте. Как вы думаете, какой же узор подойдет для украшения сарафана? Я для своей матрешки выбрала вот такой. (на мольберте рисует узор, составленный из полосок и точек). Посмотрите, что у меня получилось, Матрешка даже повеселела. А ваши матрешки все еще грустят. Украсьте их сарафанчики. (дети выполняют рисунок. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей). Посмотрите, как повеселели матрешки. Они вам очень благодарны и приглашают нас в гости.

3. Комплекс упражнений:

«Идем в гости к матрешкам»
Ходьба в колонне по одному. 
«Украсим комнату шарами»
И.п. – стоя, ладони возле рта в виде шара. 1-2-3-4 – подуть в ладошки, постепенно разводя их и показывая, как надувается шар. 5-6 – подкинуть воображаемый шар вверх. 7-8 – вернуться в исходное положение. 
«Матрешки любят чистоту, покажем чистые ручки».

И.п. – стоя, руки опущены вниз. 1-2 – вытянуть руки вперед. 3-4 – повернуть их ладонями вверх-вниз. 5-6 – вернуться в исходное положение. 
«Поможем накрыть матрешкам стол»
Воспитатель раздает детям кубики, по одному каждому. Дети становятся в круг. И.п. – сидя, в руках кубик. 1-2 – повернуться влево, положить кубик. 3-4 – вернуться в и.п. 5-6 – повернуться вправо, взять кубик. 7-8 – вернуться в и.п. 
«Возвращаемся домой»
Ходьба в колонне по одному.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какие нарядные матрешки нас встречают! (указывает на стол, где расположены матрешки, раскрашенные детьми)
А теперь можно и потанцевать (предлагает нарядиться для веселого танца, дети наряжаются, и танцуют под русскую народную мелодию для матрешек) Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем.
Воспитатель
: (поет, дети подпевают и выполняют движения по показу воспитателя) Мы матрешки - вот какие крошки! Посмотрите, вот у нас красные сапожки. Мы матрешки - вот какие крошки, Посмотрите, вот у нас Розовые щечки. Мы матрешки - вот какие крошки, Посмотрите, вот у нас Яркие платочки. Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево. Руки на поясе. Движение «ковырялочка»: ногу выставить вперед, поставить на носок и развернуть на пятку. Завершить движение тремя притопами. Повторить то же другой ногой руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотом вправо и влево. Растирание щек. Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотом вправо и влево, повороты вправо, руками берутся за кончики платочков.
Воспитатель.
Вот как весело мы провели время! И матрешкам помогли, и повеселились вместе с ними. Воспитатель наряжается в костюм Матрешки и раздает всем детям угощения (шоколадные матрешки) Пыль клубится по дорожке Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках, Все с гостинцами в руках Кукла Матрешка нарядна, красива. Кукла Матрешка – улыбка России. Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна. Матрешка – подружка на все времена!

Конспект НОД в старшей группе по теме «Хоровод матрёшек»

Кемяшова Нина Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №9», г. Владимира
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы(5-6 лет) по теме «Хоровод матрёшек». Этот конспект познавательного занятия, направлен на воспитание интереса к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства у старших дошкольниках.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Хоровод матрёшек».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные: дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрёшки; знать характерные особенности; материал, внешний вид, национальная одежда.
Развивающая: Развивать воображение, внимание, память, умение анализировать выполненную работу.
Художественно-эстетические: закреплять умение работать с трафаретами, ножницами, умение передать русский национальный сарафан.
Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству.
Демонстрационный материал:
Матрёшки.
Раздаточный материал:
Альбомный лист бумаги, трафареты матрёшек, ножницы, гуашь, графитные карандаши, ватные палочки.
Методические приёмы: рассматривание матрёшек, беседа, физкультминутка, продуктивная деятельность анализ детских работ.

Воспитатель. На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнём с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Я загадываю вам загадку, а вы отгадываете.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка…
- Конечно,это всем вам знакомые матрёшки. Вот она.
-Посмотрите, сколько много в ней маленьких матрёшек.
Воспитатель предлагает детям матрёшек для рассматривания. Рассказывает что первых матрёшек сделали сто лет назад. Первая деревянная матрёшка была похожа на простую деревенскую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол, одна другой меньше. Прошло много лет, а матрёшка остаётся по-прежнему любимой игрушкой детей.
Сейчас её изготовляют на фабриках многих городов.
Делают матрёшки из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остаётся липа. Мастерят матрёшки мужчины. Вставляют в станки липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрёшку. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя. Затем вытачивают матрёшку побольше, ещё побольше. Иногда их число достигает пятидесяти. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.
Физкультминутка:
Мы матрёшки вот такие крошки
Как у нас, как у нас чистые ладошки
Мы матрёшки вот такие крошки
Как у нас,как у нас розовые щёчки
Мы матрёшки вот такие крошки
Как у нас, как у нас красные сапожки.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
В.Берестов

Русская матрёшка – наверное, самый популярный
Русский национальный сувенир. В неё играют дети
В разных уголках нашей планеты. А теперь я предлагаю вам самим расписать матрёшек.
Воспитатель: посмотрите на наборное полотно, образцы матрёшек.
Посмотрите как они расписаны: у каждой матрёшки есть платочек, сарафан на сарафане цветочки. Русские матрёшки отличаются яркими, красочными узорами.
Воспитатель: у вас на столах приготовлены трафареты и листы белой бумаги, возьмите трафарет и положите на лист бумаги, карандашом обведите.
Матрёшки,распишите их так, как вы захотите, а потом возьмите ножницы и вырежьте.
Дети расписывают, потом вырезают.
- А сейчас мы с вами устроим выставку наших матрёшек. Вот какой у нас получился хоровод.

Ольга Слепченко

Интеграция образовательных областей :

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная.

Цели деятельности педагога : учить рисовать кончиком кисти точки и линии,разные по толщине, развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине, воспитывать эстетический вкус, самостоятельно выбирать цвет для рисунка, учить выполнять ритмические танцевальные движения под музыку, упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника :

Проявляет интерес к выполнению комплекса игровых, физических упражнений, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение («Веселые матрешки » , муз. Ю. Слонова,сл. Л. Некрасовой, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русский хоровод » , участвует в выставке детских работ.

Материалы и оборудование : игрушки (кубики, кукла, матрешки разной величины ) ; фигурки (заготовки) матрешек для фланелеграфа ; гуашь разного цвета, салфетки, заготовки матрешек (раздаточный материал для детей, мольберт, мешочки, аудиозапись «Веселые матрешки » (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) .

Предварительная работа : игра с матрешками , рассматривание узоров на них .

Создание организованной деятельности детей.

Дети входят в группу .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!

Перед детьми на столе лежат кубики разной величины и цвета, кукла, матрёшки разной величины .

В. А теперь,ребятки,отгадайте-ка мою загадку,а отгадка находится перед вами на столе среди этих предметов.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В. Дети, найдите эту игрушку на столе. Правильно,это матрёшка ! Русская народная игрушка . Символ нашей Родины-России. Одна большая,а внутри неё находятся ещё подружки (По ходу открываю матрёшку и ставлю рядом все матрёшки .)Вот какие они нарядные наши подружки!Все так похожи друг на друга!Можно сказать,что они сестрички или нет (да) А чем они отличаются друг от друга (ростом)

В. Покажите, где самая большая матрешка (где самая маленькая?

Дети показывают и отвечают полными ответами на вопросы воспитателя.

Молодцы,справились с заданием.

В. А у меня в трёх мешочках лежит по одной матрёшке :надо отыскать самую маленькую и самую большую. Проводит игру «Чудесный мешочек» (дети на ощупь отыскивают самую маленькую, большую матрешки ).

Какие молодцы!И с этим сложным заданием справились!А справитесь ли ещё с одним?

В. Дело в том,что к нам в детский садик привезли матрешек , которых не успели раскрасить на фабрике мастера. Посмотрите на одну из них (прикрепляю на доску) И лицо нарисовано,и красивый платочек раскрашен,а вот платье не раскрашено! Матрёшкам так обидно ,ведь у их подружек (показываю на игрушку) такие красивые наряды. Матрешки просят нас раскрасить их наряды. Давайте поможем им?

Какой же узор подойдёт для украшения платьев?Я для своей матрёшки придумала вот такой (рисую полоски разной толщины и цвета и точки между ними. Обращаю внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажима на кисть).

В. Посмотрите, что у меня получилось, матрешка даже повеселела . А ваши матрешки все еще грустят , давайте украсим их платья. Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчики-пальчики будут рисовать (сжимают и разжимают пальцы)

Платьице матрёшкам будут украшать (хлопают)

Дети выполняют рисунок гуашью с помощью кисточки. Воспитатель оказывает помощь тем,кто испытывает затруднения, поощряет детей.

В. Посмотрите,как повеселели матрешки . Они вам очень благодарны и теперь приглашают нас в гости поиграть и поплясать в хороводе .

Воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры – упражнения :(по 2 раза) - Ой, ребята, посмотрите, Матрешка сама пришла нас встретить. Давайте поздороваемся с ней (здороваются) .

*«Идем в гости к матрешкам » ;-ходьба за воспитателем в колонне по одному.

* «Украсим комнату шарами» ;стоя в кругу :ладони возле рта в виде шара,подули в ладошки,постепенно разводя их,будто надуваем шар,подкинули воображаемый шар вверх. И опять надуваем шар.

* «Матрёшки любят чистоту ,покажем им чистые ручки» .-вытянуть ручки вперёд,повернуть ладонями вверз-вниз,опустить руки.

* «Кланяемся матрёшкам » -ноги на ширине плеч,руки внизу :наклониться,отвести рки назад,выпрямиться.

Ребята,матрёшки очень весёлые ,любят танцевать,водить хоровод . Давайте и мы вместе с ними заведём хоровод .

Матрешки вместе с детьми заводят танец – хоровод : «Веселые матрешки » (муз. Ю. Слоновой, сл. Л. Некрасовой) .

Игра – упражнение «Возвращение домой» .-ходьба в колонне по одному.

В. Дети, как весело мы с вами провели время!И матрёшкам помогли ,и повеселились вместе с ними. А наши гости с удовольствием на нас смотрели. На этом наше занятие окончено. Скажем «До свидания!» нашим гостям.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЦКМ во второй младшей группе «Веселые горошины» Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЦКМ) (Формирование целостной картины мира). Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе 2–3 лет Тема: «Теремок» Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе 2-3 лет Тема: «Теремок» Интеграция образовательных областей:.

Ольга Приходько
«Хоровод веселых матрешек». Конспект занятия по изодеятельности (декоративное рисование) в средней группе

Программные задачи :

Познакомить детей с матрёшкой , как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора ) .

Учить рисовать матрёшку с натуры , по возможности точно передовая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке) .

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа :

Знакомство с разными видами народного декоративно -прикладного искусства. Рассматривание , обследование и сравнение матрёшек . Рисование и раскрашивание силуэтов матрёшек .

Материалы, инструменты, оборудование.

Листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши для контурного рисунка, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Две-три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры .

Таблица с элементами растительного орнамента.

1. Организационная часть.

Чтение детям стихотворения Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных» :

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки :

Семь красавиц расписных!

Все в платочках кружевных

Все в передниках цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Как зовутся те подружки –

Деревянные игрушки?

Из семи осталось – пять!

Из пяти вдруг стало – три!

А из трех? Одна, смотри!

Где же спрятались подружки,

Те, что вышли из избушки?

Ребята, сегодня к вам пришла необычная гостья. Кто это? (показывает матрёшку )

А как вы догадались, что это матрешка ? (Ответы детей) Матрёшка узнала , что в детском саду очень весело : здесь играют, поют, танцуют и хочет подружиться с вами. (Матрешка приглашает поиграть )

Игра «Ой, что за народ?»

Ой, что за народ за матрёшкой идёт ?

Ой, что за народ за матрёшкой идёт ? (Дети идут за матрёшкой )

Ты матрёшка не зевай , лучше деток догоняй. (Дети убегают, матрёшка их догоняет )

Ребята, матрёшке очень понравилось с вами играть. Но она хочет, чтобы у нее было много подружек – матрёшек , чтобы было с кем поиграть, поводить хоровод . Дети, вы хотите помочь матрешке и нарисовать ей много подружек ?

(Ответы детей) .

В-ль : Сейчас вы превратись в настоящих мастеров : «Вправо –влево повернитесь в мастеров вы превратитесь»

В-ль : Проходите на свои места (дети сели) . Еще раз внимательно посмотрите на матрешку , помните, что мы рисуем с натуры, будто мастера– игрушечники т. е. получатся матрешки-сестрички , похожие на нашу матрешку . Так рисуют, если хотят очень точно нарисовать тот предмет , который видят. Обратите внимание на особенности матрешки её – форму тела , черты лица, «одежду» и красивый узор. Матрёшки на наших рисунках должны получиться настоящие - расписные, нарядные и веселые .

Что за одежда у матрёшек ? Во что они одеты?

Сарафаны, косынки.

Как украшена одежда матрешек ? Какие цвета использовал художник, когда разрисовывал одежду у матрешек ?

А как вы думаете, матрешки грустные или веселые ? Как вы догадались?

Да, наши матрешки , веселые , улыбающиеся. Это видно по глазам и улыбке.

(этапы выполнения работы)

Показать последовательность рисования матрёшки (с натуры) :

рассматриваем матрёшку , поместив её лицом к себе;

берём простой (или цветной) карандаш, обрисовываем матрёшку в воздухе , на расстоянии, чтобы запомнить очертания «фигуры» ;

думаем, как лучше разместить лист бумаги; кладем лист бумаги на стол вертикально;

делаем набросок (эскиз) простым карандашом, внизу «срезаем» овал, чтобы наша матрёшка не упала и не была похожа на неваляшку;

«одеваем» матрёшку в сарафан , фартук и платок; рисуем руки по бокам туловища или на животе;

Цветными карандашами рисуем «лицо» -круглые глаза и ротик;

Берём краски и оформляем нарядную матрёшку красивыми цветочными узорами.

Дети размещают листы бумаги вертикально, берут простые или цветные карандаши и, сверяясь с натурой, делают наброски. Затем дети выполняют работу гуашевыми красками. Педагог советует обращаться к таблице с вариантами растительных элементов.

3. Заключительная часть.

Ребята, матрёшка благодарит вас за то, что мы помогли ей встретиться со своими подружками.

Оформление выставки «Весёлый хоровод » из рисунков матрёшек .

Анализ работ : отметить насколько верно переданы общие очертания и пропорции матрёшки , украшения «одежды» .

Месяц заканчивается и с ним время на конкурсное задание проекта Марии Костюченко «Игрушки народов мира – Матрешка». Вот, наконец-то, мы и провели занятие по матрешкам. Долго к нему готовилась, прежде всего, потому, что у нас просто нет матрешек. И первое, что мне пришлось сделать – это склеить матрешек из бумаги . Получилось здорово – прямо настоящие матрешки. Но работа трудоемкая. .

Начали знакомство с матрешками под стихотворение :

— Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

Доставала матрешки, рассказывая историю: Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
— Вот тебе три игрушки.
— Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
— Давай считать, — сказал папа. – Одна?
— Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
— Две?
— Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
— Три?
— Три, — засмеялась Маша.
— То-то, — сказал папа.
Вот они все стоят!

Правда у нас пять матрешек, и рассказ я немного переделала. Увеличив количество матрешек до пяти.

Игры с матрешками: Потом я предложила Диме самому их собрать – подобрав верхнюю и нижнюю части матрешек. Выстроили их по порядку. Из детали сборной пирамидки я предложила подобрать матрешкам чашечки и напоить их чаем.

Вот так и прошел наш день Матрешки!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх