Каприз детские помощь родителям. Консультация для родителей «капризы и упрямство дошкольников: их причины и проявления. Как же нужно бороться с капризами

Анастасия Костюхина
Консультация для родителей «Упрямство и капризы ребенка. Как с ними справиться?»

Консультация для родителей

Тема : Упрямство и капризы ребенка . Как с ними справиться ?

Цель :

Оказание родителям педагогической помощи, в разрешении конфликтной ситуации.

Задачи :

Выявить причину капризов и упрямства

Повысить знания родителей по преодолению упрямства и капризов ребенка .

Вопросы к родителям :

1. В чем проявляются капризы и упрямство ребенка ?

2. Как часто они проявляются?

3. Какие эмоции преобладают в вашей семье?

4. Как вы реагируете на данную ситуацию?

5. Обращались ли вы за помощью к другим специалистам?

Выдающийся российский психолог Леонид Семенович Выготский описал такие симптомы этого кризиса :

1. Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

2. Упрямство . Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу» ).

3. Своеволие. Все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам» ).

4. А. С Макаренко говорил : Как можно больше требования к ребенку , как можно больше уважение к нему.

5. Помните «ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей (В. А. Сухомлинский)

Как предотвратить упрямство и капризы :

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности . Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка .

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно . Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы , если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Предлагаейте ребенку выбор , который устраивает Вас.

6. Истеричность и капризность требует зрителей , не прибегайте к помощи посторонних :

7. Если ребенок капризничает , не слушается Вас- оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка если : достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум, из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка : за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы , одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра , как можно раньше и на ночь тоже; хвалить не хваля (пример : попросить о помощи, совет, как у взрослого) .

13. Нельзя ребенка наказывать и ругать : когда ребенок болен , испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок ест , сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример : когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример : ребенок упал , вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не справился со страхом , невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.

Игры направленные на преодоление проблемы :

1. «Салют» .

Ребенок выбирает для себя листы, затем в течение нескольких минут рвет его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют.

2. Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

3. Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

4. Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка . Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

5. Сочиняйте с ребенком сказки . В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

Публикации по теме:

Детские капризы. Консультация для родителей Детские капризы и упрямства, меры воздействия. Детские капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных.

Консультация для родителей «Капризы и непослушание» Дорогие родители тема данной консультации: " Капризы и непослушание. " Ребёнку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако,.

Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться» В наше время, в ХХI веке, многие дети (а порой и взрослые, страдают заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными.

Консультация для родителей «Как понять капризы ребёнка» Мы поговорим о поведении ребёнка младшего возраста от 3-х до 4-х лет. В возрасте трёх лет ребёнок уже довольно много умеет: самостоятельно.

Консультация для родителей «Кризис трех лет, или Как справиться с упрямством» «Кризис трех лет или как справиться с упрямством» На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве,.

Наталия Гудыма
Консультация для родителей «Капризы и упрямство ребенка, как с ними справиться?»

Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами . Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера? Необходимо выделить причины появления и особенности этих нарушений поведения ребенка .

Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко . Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством , и нужно ли это делать вообще? Постараемся это разобрать.

Капризы детей - это вид упорного детского непослушания взрослым, для которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все» ). Чаще капризы свойственны таким детям, которые не знают, как достичь своей поставленной цели не иначе, чем своим нытьем и плачем. Как правило, капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых.

Упрямство - определенный способ ребенка настоять на своем «Я» , его одна из первых попыток самоутверждения. Он начинает проявлять упрямство в ответ на определенное поведение или некоторые требования родителей . Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка .

«Капризуля » плачет по любому поводу, добивается к себе большего внимания, а «упрямец » – настаивает на своем, не уступает.

Упрямство ребенка - результат требовательности самих родителей , а капризы , наоборот, проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых. У «упрямца » формируются очень неприятные качества : самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений.

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства . Ими выступают :

1. Особенности развития психики ребенка : в развитии ребенка наступают определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым.

2. Смена окружающей обстановки. Когда появляется второй ребенок в семье , малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии.

Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания .

3. Различие природных темпераментов детей и родителей . Когда родители предъявляют к своему ребенку требования , выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать , если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.

4. Ребенка что-то беспокоит , он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым , когда ему не хватает родительского общества и их любви . Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей . Капризничая , малыш хочет добиться желаемого : подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то . В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать , что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.

Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка :

Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов . Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет – то это нет, если нельзя – то это нельзя;

Вместе с этим взрослые должны сформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность , ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку , что взрослый делает это с любовью к нему;

Необходимо разнообразить среду общения ребенка его сверстниками , друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят , он забывает про капризы и упрямства . Вместе можно собирать кубики, строить из них дом;

Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка , нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то : убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность , что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство ;

Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов . Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;

Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет» . Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример : ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет» . Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ . Это совсем не правильно. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее , чем думают о нем его родители , и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.

В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы , взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат не в ребенке , а в родителях . Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно .

Памятка родителям

1. Для того чтобы упокоить ребенка , вам необходимо отвлечь его внимание. Это сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть, чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане. Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки» , шарик или колечко.

Вот пример : когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои капризы , вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку, которую достали из кармана. Заинтересованно рассуждайте сами с собой : «Какая интересная монетка» , и ребенка это уже начинает привлекать и интересовать.

2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать.

3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка словесно : «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился, потому что тебе его не дали?». После этого нужно объяснить малышу, что выражать свои эмоции допустимо в открытой форме не всегда : «Я тебя понимаю, но это не означает, что тебе можно визжать и топать ногами прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои предупреждения на практике.

4. Один из эффективных способов остановить истерику - сделать пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул , позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка . Если он откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей вероятностью справится со своей истерикой сам.

5. существует еще один из способов угомонить кричащего ребенка - присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш приобретет спокойствие.

6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют очень плохую привычку – биться головой о стену или пол. Подобное поведение - притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда.

7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет , нежно сказать ему : «Когда ты хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне сказать. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». После того как ребенок успокоится , обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу : «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно» .

8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка , которые заслуживают вашего одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок поймет , что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы .

9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Поняв, что вы лишили его своего общества, ребенок успокоится .

10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает не шлепок , а раздраженность родителей , которую он ощущает. Это для маленького человечка самое горькое и обидное.

11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими капризами одинаково . В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, - еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку . Успехов вам!

Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”


Подготовила: Зам.зав.по ВМР МБДОУ д/с №65 «Буратино»

Дорошенко А.В.


Чтобы преодолеть детские капризы, прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постарайтесь вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Ребенок, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя -это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка – разнообразная совместная со взрослым деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу-не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки – со сказками, а раскраски – с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, полить цветы, покормить рыбок, и сделать что-то еще. Стоит только приложить усилия и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательная жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Предложим вашему вниманию, несколько советов о том, как следует вести себя непосредственно в тот момент, когда ребенок капризничает.

Используете положительные просьбы. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживания. Помогите им в этом. Выразить чувство ребенка словами: «Наверное, тебе очень хотелось мороженного, и теперь ты злишься, потому что не получил его». После этого объясните ему, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: «Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице». И обязательно предупредите ребенка о последствиях которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.

Эффективный способ остановить истерику пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, ребенок с большой вероятностью справится с истерикой.

Еще один способ успокоить кричащего ребенка – присоединиться к нему. Начните плакать вместе с ребенком и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, ребенок успокоиться.

Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрение, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят на много выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случаи ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желания.

Непросто изучить все тонкости науки воспитания детей, – но еще труднее воспитание применить на практике, да еще собственному ребенку. Успехов вам!

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью;
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
  5. надо наказывать и вскоре прощать;
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно,

но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть,

тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

КОНСУЛЬТАЦИЮ СОЗДАЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРЖАТОВА АНАСТАСИЯ ПЕТРОВНА.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

в недовольстве, раздражительности, плаче.

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью.

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

надо наказывать и вскоре прощать.

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх