Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание дошкольников Актуальность темы духовно нравственное воспитание дошкольников

Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.

«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А. Олефир, Т.Н. Дегтяренко

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, которую в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». С другой стороны «мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».

Данные философские определения позволяют определить роль морали как теоретической основы нравственного воспитания человека, а нормы морали – как объективные требования к поведению людей в обществе.

Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».

Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.

К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

При этом ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Социально-нравственное воспитание, как вид работы педагога, включает понятие социализация и понятие нравственность. При этом под социализацией понимается процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в окружающем его обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного ребенка в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. При этом немаловажное значение имеет то, что ребенок не просто, что-то знает и умеет, но и умело применяет свои знания на практике, активно включается в социальную среду.

Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики.

Таким образом, центральным стержнем данных понятий является конкретный ребенок, его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды.

При этом объективные требования к поведению дошкольника в окружающем его обществе, соотнесение личных и общественных интересов в возникающих конкретных ситуациях не являются врожденными. Данные формы общественного сознания усваиваются ребенком в процессе взаимоотношений с окружающими его людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того как его они воспринимают, от социальной среды в которой он живет. Немаловажную роль в данном вопросе также играют общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социально-экономические факторы.

В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому педагог должен конкретизировать нормы морали для понимания ребенком их смысла и формирования опыта совершения поступков, соответствующих данным нормам морали.

Занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях педагог обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современных условиях невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, подкрепленные силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог обязан четко разграничивать понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р.С. Буре, А.Н. Леонтьевой, Г.С. Якобсона, В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для его социально - нравственного развития. Именно в этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.

Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их значимости.

Однако у многих детей даже старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. При этом дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свои поступки и свое поведение как социально значимое.

В современных условиях организация воспитателем педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, предусматривающей их тесное взаимодействие и учитывающей наличие у ребенка собственных суждений, предположений и несогласий способствует наиболее эффективному решению задач социально-нравственного развития дошкольников в современных условиях. Общение воспитателя с ребенком в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Таким образом, результаты исследований педагогов и психологов по рассмотренной проблеме показывают, что современная стратегия социально-нравственного воспитания дошкольников, как в детском саду, так и дома должна быть направлена не только на осознание им своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие у ребенка чувства общности с другими людьми. Необходимо формировать у него позитивное отношение к людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника.

«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.

Список литературы:

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников-М.:Мозайка-синтез, 2012.-78с.

2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д. Кошелевой.-М.,1985.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В.В.Давыдова.-М., 1993.

4. Предмет и система этики – М.: София, 1973.

5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г.


Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе духовных ценностей и идеалов

Макаренко Элла Тагизовна,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью нравственного развития человека. Искажение нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, необдуманное копирование западного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, как следствие, возникновение в обществе бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В обществе повышается необходимость и потребность в духовно-нравственном воспитании, которое нужно начинать в раннем и дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Мы должны осознавать, что качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией .

Однако современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Прежде всего, этому не способствует состояние современного общества. Одна из причин в системе образования - трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования. Другие причины - низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; отсутствие или слабая взаимосвязь деятельности субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур) и отсутствие системы в работе.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью и востребованностью духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника и частичной их реализацией в системе дошкольного образования.

Нравственные ценности - важная составляющая каждой личности. В каждом обществе свои нравственные ценности и исходящие из них правила поведения. И именно нравственные ценности определяют, каким будет общество.

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые становятся личными ценностями, сформированными на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности .

Общество задает свои идеалы, но это не значит, что мы должны быть все одинаковыми. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в своей жизни и жизни общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, и в то же время воплощением индивидуальным, личностным. Всё это способствует повышению нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны, и постоянного совершенствования личностных ценностей.

Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Так что же такое нравственность? Это понимание жизни и оценивание поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет. Нравственность - это проявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации .

Нравственные качества формируются у человека с рождения, каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и т. д. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении .

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка? Все просто: соответствующее воспитание. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы . Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника в дошкольном учреждении и ребёнка с родителями дома. Конечно, обучающий взрослый должен иметь нравственные качества и процесс воспитания нравственной личности требует терпения и огромного количества времени. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях, и каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать.

Ребёнок рождается и вступает в этот мир, оказываясь в условиях и событиях, формирующих его мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно помочь ему разобраться в этих условиях и научиться действовать и мыслить в согласии с совестью. Ребёнок впитывает нормы морали и со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребёнок сталкивается с внутренним конфликтом из-за различий в ценностях в обществе и тем, чему учат его в детском саду и дома. В этот момент он учится делать выбор в пользу тех или иных ценностей. Здесь ребёнку необходимо понять, какой выбор он не сделал бы, важно при этом оставаться честным перед самим собой. Чтобы момент нравственного выбора был не тяжел, ребёнку необходим правильный положительный пример. Особую роль в воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Для формирования у детей потребности в идеале нужно показать образец, достойный уважения и подражания. Для этого надо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, чтобы воспитывать детей на русских, православных традициях, а не на чужих, западных. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, и которая была утеряна в последние десятилетия, может уберечь подрастающее поколение от разлагающего влияния чуждых нам морали и образа жизни.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, уважали старость и почитали семью. Поэтому именно родная культура, которая богата историей родной земли с её героями, святыми устроителями и защитниками Руси, победами и поражениями, печалями и радостями, русским родным языком, литературой, музыкой, русским народом и его традициями, должна лежать в основе воспитания нравственной личности .

Познакомить воспитанников с духовными истоками Бытия, житием святых поможет православная житийная литература, которая имеет большое патриотическое значение. Почитание святых - важная составная часть православного вероучения. Святые - это земные люди, которые достигли состояния причастности к Богу в награду за праведность. С точки зрения осмысления истории человечества, святые - это реальные, исторические лица, открывшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие свою историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры . Святые прославляются своею жизнью, подвигом, чудесами, совершенными ими при жизни или после смерти. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, что человек может быть призван и способен к богоподобию. Иоанн Златоуст сказал: «Памятниками святым служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» . Поэтому образы святых и их жизнь должны быть частью содержания воспитания наших детей.

Дошкольникам нравится тема о супергероях. Но начиная беседу о современных «супергероях», дети не могут ответить на элементарные вопросы, и тут же миф о героизме человеков-пауков, черепашек и прочих американских мутантах лопается. В своей группе мы стараемся развенчать американских мультипликационных супергероев и показать детям героизм настоящих супергероев нашей Родины. Начинаем знакомство с Ильи Муромца - героя русских былин и реального героя Древней Руси, который в опасное для Руси время защищал русскую землю с мечом в руке, а в мирное время защищал её молитвой в рясе монаха. Дети с интересом и чувством гордости слушают рассказы о воине, защитнике нашего Отечества Александре Невском, о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В пример самоотверженности и любви к семье приводим Февронию Муромскую и образ Богоматери. И, конечно, главным примером и для ума, и для чувств и воли человека приводим Иисуса Христа - Богочеловека. Примеры высоконравственных поступков и жизни святых приводятся в Евангелии, и каждая новая беседа о них становится предметом переживания ребёнка, побуждением к поступкам и самопроявлению. Мы учим детей узнавать и видеть смысл полученных знаний в реальной жизни и надеемся, что знакомство с миром православной святости будет способствовать созданию условий для рождения в наших воспитанниках личности.

Мы в самом начале пути. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия . Самим также необходимо накапливать знания и педагогический опыт, чтобы с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность в том, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Сборник материалов ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Н.Новгород: ООО «Мозаика-Синтез», 2012. - № 1.
  2. Духовно-нравственные ценности православной культуры // Уроки доброты.
  3. Минин А. Что такое нравственность // Новости и общество. - 2012.
  4. Селянина Н. Н. Образы святых в воспитании дошкольников // Просветительский центр. Общество православных педагогов.

Григорьева Г.Г. кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород, Россия

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Аннотация: Статья посвящена одному из магистральных направлений модернизации дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, Отечества.

Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе; стихийно складывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности», а «разумного контроля» как «цензуры»; некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не

соответствующих менталитету российского народа; как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы.

В этих условиях «...образованию отводится ключевая роль духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»1 (стр. 4-5) То есть, объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.

Другим основанием являются благоприятные возможности и необходимость начинать ее решение в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию, как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру - всё это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс с рождения, с элементарного чувства привязанности к матери.

Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности, трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. 23 с.

Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке, с точки зрения православия, и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, - с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является, на наш взгляд, наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из сущностных общих позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. То есть, и православное и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания своего внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «Я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей - одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Другая причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в целостное развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка в поведении, в деятельности.

Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур); отсутствие системы в работе; недостаточно высокий уровень духовно-

нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.)

Главным ресурсным условием решения данной проблемы является взрослый человек, компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно -нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования - с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая ФГТ.

Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ФГТ к дошкольному образованию базовые национальные ценности не представлены в явном виде, они содержатся в контексте документа: частично в социальном портрете ребенка, в содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, смыслу современного образования человека может быть понимание духовности «... как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».1 Это способ существования человека,

достигшего личностной зрелости. В этом определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей: содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1Краткий психологический словарь -Ростов-на- Дону: «Феникс». Л,А,Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1998

1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к

святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).

4.2. Культуры их выражения ^вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями/

4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

4.4. Развитию эмоциональной децентрации ^воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).

6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.

7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей

1.Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; - развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; -развитие как саморазвитие «. как фундаментальная способность человека

становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» . Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка, в тоже время отвечающим запросам социума и ориентированным по возможности на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. В области духовно-нравственного становления личности механизмы саморазвития главные, ключевые. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности к осознанному, целенаправленному саморазвитию ограничены, однако и подражание другому, и выбор цели, средств ее достижения, и элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка, постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОО в детско-взрослом, детском сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

2.Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса. Объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации

4.Личностно-ориентированный подход предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие; стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект - субъектных отношений, диалогического общения.

5.Индивидульно-дифференцированый подход. Индивидуальный подход детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный - с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

6.Деятельностный подход реализуется в развитии ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности; содействии появлению у ребенка в их условиях субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности как следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, предполагает воспитание с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

9. Принцип идентификации - отождествление себя со значимым другим, стремлением быть похожим на него. Соотнесение собственного поведения с нормой, правилом и т.п.

творчество», «Музыка». Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и т.п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересны идеи, выделяемые Е.О.Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Полагаем, что термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой

также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности: косвенные - целенаправленное создание взрослым предметной среды; установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например, использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.п.; прямые - педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве: совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители - равноправные его субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Индивидуальная деятельность детей

Деятельность «рядом»

Взаимодействие в малой группе

Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?

В связи с этим нам представляется весьма важной позиция известного психолога В.И. Слободчикова. Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), он замечает, что прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «... норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» . Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития мы рассматриваем как ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна, на наш взгляд, позитивная динамика в развитии ребенка.

Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:

рассматривание

предметов, картин

предметная

деятельность

изобразительная

деятельность

конструирование

Наличие первичных духовно-нравственных представлений о

духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

Наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему: (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения;

Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Воспитанник самостоятельно применяет усвоенные правила; владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Воспитанник преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Воспитанник способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей.

Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями-

воспитанник задает вопросы взрослому, экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении. способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.

Возникновение предпосылок рефлексивных способностей,

позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями - воспитанник знает собственные достоинства и недостатки

пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свою позицию, может обосновать ее.

Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия - поведение воспитанника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Один из сложных вопросов духовно-нравственного воспитания -мониторинг эффективности образовательного процесса. Интересны подходы к решению этой проблемы в работах Абраменковой В.В. . На наш взгляд, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях, позволяют увидеть динамику нравственного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста - М., 2011. с. 151-169

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в новой редакции)

4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.)

6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу: 16 марта 2010 г.)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 мая 2010 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу 20 июля 2011 г)

9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2008

11. Сайт http://www.portal-slovo.ru/

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988

Сообщение на тему:

«Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»

Подготовил

ст. воспитатель Лешукова А.Н.

1.Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (ст воспитатель Лешукова А.Н.)

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Задача педагога - соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры - это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация по данному вопросу.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Задача заботливых родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Каковы задачи духовно-нравственного воспитания?

Заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим и помочь вырастить достойного члена общества.

Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Также они испытывают меньше проблем в общении с окружающими и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации.

Поэтому очень важно чтобы родители начинали закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания еще в семье. В дошкольном возрасте ребенок больше всего восприимчив к усвоению простых истин, которые потом будут определять его поступки.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает . Нормы и принципы поведения внутри нее, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо.

До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши дети.

На пути духовно-нравственного воспитания дошкольников хорошим подспорьем может стать самообразование. Всесторонне развивайте малыша, обсуждайте поступки других людей, поощряйте его за хорошие дела.

Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является . Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

Духовно-нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни, но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх